Такой высокий Нисский

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

20.09.2018

Институт русского реалистического искусства представил осенний блокбастер — масштабный проект «Нисский. Горизонт». Творчество одного из самых гипнотических художников постарались осветить максимально полно: зрителям показали произведения, собранные из 25 музеев, — работы самого живописца, а также вещи его вдохновителей и последователей.

Георгий Нисский по праву считается советским суперменом: он прыгал с парашютом, летал на военных самолетах, увлекался парусным спортом. И, конечно, дружил с другим атлетом — Александром Дейнекой. Нисский вспоминал: «Встретил и полюбил А.А. Дейнеку. Понятно почему. У меня были здоровые и быстрые ноги, крепкие бицепсы. Я был здоров и молод, во мне рос новый человек. А на его рисунках я впервые увидел новую жизнь, обстановку и тех людей, с которыми я вчера встречался в цехах, на улице, на спортивном поле».

Впрочем, на картинах самого Нисского персонажам, как правило, отводилась роль стаффажа. Его больше привлекали пространства — огромные, пустынные. Один из любимых цветов — красный: от багровых закатов, частого мотива его полотен, до крошечного акцента — алого флага или косынки. Другая особенность картин — низкий горизонт, что обыграли архитекторы из бюро «Проект Одиннадцать»: холсты в экспозиции выровнены по изображенной линии горизонта.

Накануне вернисажа «Культура» побеседовала с куратором, арт-директором ИРРИ Надеждой СТЕПАНОВОЙ.

культура: Какие открытия приготовила выставка?
Степанова: Московские зрители в большом объеме видели работы Нисского лишь в 1960-е. Нам удалось привезти вещи из регионов: произведения «раскиданы» по стране, от Калининграда до Комсомольска-на-Амуре. Мы обращались в различные галереи, частные коллекции. Одно из главных открытий: все масштабные полотна художника попали в музеи.

Показываем и архивы. Много фотографий нашли у коллекционеров. Например, несколько интересных снимков обнаружили у художника Григория Цыплакова-Таежного, сына живописца Виктора Цыплакова. Помогли нам в Третьяковской галерее — важнейшем архиве искусства XX века. Несколько лет назад туда поступили материалы от одной из жен Нисского. А также — документы от его возлюбленной Елены Савченко: грамоты за регаты, телеграммы, пригласительные билеты. Удивительным образом к этим сокровищам до сих пор никто не прикасался. Еще из любопытного: нашли фотографию Ирины Александровны Антоновой на фоне работы Нисского (сама картина находится в украинских Сумах). Снимок сделан в 1960-е на Венецианской биеннале.

Показываем работы не только Георгия Григорьевича, но и вдохновлявших его авторов. Живописцу очень нравился Альбер Марке, и эта любовь оказалась взаимной. Когда француза в 1930-е годы пригласили в Москву и спросили о том, кто из молодых советских художников ему нравится, он отметил именно Нисского. Есть небольшая вещь Николая Рериха, которому Нисский тоже симпатизировал. Последний зал посвящен авторам, работавшим по творческим ориентирам Георгия Григорьевича — напрямую или через несколько поколений. Это Игорь Вулох, Алена Кирцова, Павел Отдельнов, Семен Агроскин, Таир Салахов.

В конце октября или в ноябре выйдет каталог: соберем все найденные работы Нисского. Кстати, при подготовке тоже не обошлось без открытий. В исследовании искусствоведа Михаила Киселева обнаружили информацию, что художник сделал несколько вещей по заказу МГУ. Обошли все здания университета. Нашли одно произведение на биологическом факультете, три в ректорате. Их фото и описание также планируем включить в каталог — на выставку они, увы, не попали. В наши залы все просто бы не влезло.

культура: Один из центральных образов картин Нисского — железная дорога. На выставке же другой акцент: горизонт. Почему?
Степанова: Художник родился в семье железнодорожного фельдшера в поселке Новобелица Гомельского района — отсюда его интерес к поездам, рельсам, мостам. Все тетрадки, по его признанию, были заполнены подобными рисунками. Он вообще слыл большим сторонником прогресса. Высказывал очень интересные мысли о том, как могло бы развиваться искусство в России, если бы для художников строили новые современные залы, а не продолжали эксплуатировать «Манеж». Появись у живописцев свои «Лужники», они создавали бы совсем другое искусство, более прогрессивное. А по поводу горизонта — это контрапункт его творчества. Что мы и обыграли в архитектуре выставки.

культура: У Нисского уникальный визуальный язык и одновременно очевидны переклички с тем же Марке. С кем еще из западных авторов его можно сравнить, с Эдвардом Хоппером?
Степанова: Да, конечно, — если говорить об урбанистическом пейзаже. Главное отличие: на картинах нашего художника изображено обжитое пространство — несмотря на почти полное отсутствие людей. У Хоппера работы, скорее, об одиночестве. Нисский же слыл балагуром, любил выпить, пошутить, рассказывал скабрезные анекдоты. Его все обожали, называли дядей Жорой. На этюдах в Новороссийске художник быстро завел дружбу с матросами, они брали его на борт, потом присылали открытки. Активный, спортивный, очень красивый — таким Нисского запомнили современники.

У живописца была яхта, стоявшая на Москве-реке: наверняка девушкам это нравилось. А еще он один из первых среди художников сел за руль. В день открытия выставки поставили около ИРРИ Волгу: ГАЗ-21, цвет «вишня» и «топленые сливки». Нисский гонял на подобном авто по городу, исколесил все Подмосковье.

культура: Живы ли потомки художника?
Степанова: Увы, никого нет. Живописец был дважды женат, оба брака закончились разводом. Прямых потомков не было, из родственников — только сестра Валентина. У нее трагическая судьба: во время одной из регат погиб ее сын.

Умирал Нисский в одиночестве, в пансионате — в последние годы сильно пил. Мастерская, по некоторым источникам, — пока не можем ни опровергнуть, ни подтвердить, — оказалась разграблена. В итоге ее передали другому художнику.

культура: Как сегодня оценивается наследие Нисского?
Степанова: Произведений в продаже мало. Нам очень повезло — удалось приобрести две знаковые работы: «Над снегами», примерно за три миллиона долларов, и картину «В пути», стоившую около 500 тысяч фунтов. Среди зрителей, мне кажется, он недооценен. И наша задача — познакомить с его искусством максимально широкую аудиторию.