Красота по-советски

Елена ТИТАРЕНКО

24.02.2012

Государственный музей-заповедник «Царицыно» открыл первую масшабную выставку, которая рассказывает о советской моде как социальном и эстетическом феномене.

Проект «Мода за железным занавесом. Из гардероба звезд советской эпохи» — это эффектная демонстрация, способная вызвать ностальгические чувства у старшего поколения и любопытство, смешанное с иронией, — у нового.

Выставка воссоздает образ женщины – если не законодательницы моды, то уж точно — мастерицы от нее не отстать (несмотря на все трудности советского быта). Костюмы, давно утратившие имя владелицы, соседствуют с нарядами всенародно прославленных дам. Фото и биографии этих икон стиля во вводном зале сразу настраивают на поиск «жемчужин» в экспозиции, хотя нередко притягивают взгляд и платья-«анонимы», сшитые с мастерством, вкусом и фантазией.

Вспоминается афоризм: женщина, которая одевается по моде, не умеет одеваться. Историки утверждают, что в дореволюционной России, в аристократической среде, считалось хорошим тоном чуть отставать от моды — строго следовали ей лишь дамы полусвета да богатые купчихи. Как удавалось держать руку на пульсе мировой моды в СССР, до сих пор удивительно. Подсказку дают обложки тех немногих модных журналов, что в страну допускались. Высшим шиком для многих в позднесоветские годы была немецкая Burda, но куда как чаще попадались издания из стран соцлагеря. Задавала тон и Прибалтика – именно там сшито немало элегантных нарядов, попавших на выставку из коллекции историка моды Александра Васильева.

К слову, коллекция эта, насчитывающая 10 000 образцов костюма, пополнилась уже на вернисаже. Свое старое платье, созданное в США 1940-х, но теперь еще более ценное, вручила собирателю телеведущая Алла Будницкая. Само открытие — аккурат накануне 23 февраля — выставки, посвященной исключительно женской моде, выглядело манифестацией элегантных советских дам, предпочитающих надежный и универсальный черный цвет, любящих щегольнуть кокетливой шляпкой, но прежде всего помнящих о своем стремлении к самостоятельности.

Велик соблазн расписать в подробностях изысканные модели Надежды Ламановой и восходящие еще к «старым» временам туалеты Алисы Коонен, эскизы тканей от художниц авангарда Любови Поповой и Варвары Степановой; привезенные «из-за бугра» или, напротив, пошитые на Кузнецком мосту наряды Натальи Фатеевой и Любови Полищук... Над всем этим витает (правда, воображаемый) запах советских духов, упрятанных в чудом сохраненные флаконы и коробочки: оказывается, люди с азартом собирают и образцы советской парфюмерии.

Выставка позволяет сопоставить тщательно, штучно вылепленные образы кинозвезд Лидии Смирновой и Людмилы Гурченко, певиц Татьяны Шмыги и Надежды Бабкиной, балерин Ольги Лепешинской и Майи Плисецкой. В заключительной паре первая — генеральская жена и «советская барыня», с чьими нарядами могут соперничать лишь облачения жен дипломатов, сочетающие парчу и мех, а вторая — образец утонченного артистизма и раскованности, муза Пьера Кардена, по легенде, получившая от Коко Шанель роскошный белый гарнитур. В награду за то, что показала манекенщицам великой мадемуазель, как правильно двигаться на подиуме.

Красноречивы вещи, принадлежавшие Валентине Серовой, Любови Орловой — нашей Марлен Дитрих, или Людмиле Целиковской; строгий шик Ангелины Степановой разительно отличается от игривых платьиц Аллы Парфаньяк, словно созданных для фарфоровой статуэтки рококо…

В центре экспозиции, выстроенной по хронологии, но неслучайно пущенной по кругу (так диктует казаковская архитектура, но так же движется и мода), — грандиозная коллекция костюмов Галины Улановой. Здесь впервые показаны около 140 предметов из ее музея-квартиры в высотке на Котельнической, теперь — филиала Бахрушинского музея. Почти весь гардероб Улановой куплен за границей — ряд зарубежных Домов моды, одевая звезду советского балета, продвигали свой бренд. Западные поклонники дарили ей меха, лично выбранные балериной, фирмы присылали коллекции перчаток и сумочек... Удивляет не столько разнообразие рисунка, цвета и фасонов, не тот факт, что аксессуары подбирались к каждому костюму отдельно, не одна из самых роскошных коллекций обуви, а тот артистизм, которым пронизан этот ансамбль. Он объединен личностью человека, обладавшего поистине великолепным вкусом и неистощимой фантазией.