И авангардисты любить умеют

Александр ПАНОВ

24.02.2012

?ь выставка «Портрет семьи. Александр Древин, Надежда Удальцова».

Живопись, графика и фотографии из частных собраний, галерей и музеев восстанавливают атмосферу домашнего быта легендарной семейной пары.

На первый взгляд это очень скучная выставка. Бесконечные портреты друг друга, автопортреты, сын Андрей, будущий скульптор, автор памятника Крылову на Патриарших, няня Паша, сеттер Милорд (ну и несколько работ, принадлежащих кисти друзей, а также архивные фотографии). Древин и Удальцова — замечательные художники, но здесь собраны работы, сделанные преимущественно для себя и не предназначенные для посторонних глаз, главным образом графические зарисовки, тренинг, оттачивание профессионального мастерства. От Марины Лошак, куратора проектов галереи «Проун», всегда умевшей показать наследие русского авангарда в оригинальном ключе, ожидалось большего. Пресс-конференция внучки Древина-Удальцовой, которую выселяют из квартиры в Брюсовом переулке (из нее уже стали пропадать работы), а в частный музей на Мясницкой ее перестали пускать, просто совпала по времени и к выставке отношения не имеет.

Но скука от экспозиции обманчива. Нужно всмотреться в уникальные, порой впервые демонстрируемые вещи, чтобы увидеть за ними не историю счастливой и трагической любви, а историю искусства. Древин и Удальцова и единомышленники («одна идея, одно искание», — записывает она в дневнике), и антагонисты, в итоге сходящиеся и в эстетике, и за семейным столом. Бывшая «амазонка авангарда», «русская кубистка», дочь офицера — и сын латышского рабочего, с натугой постигавшего азы нового искусства и быстро вернувшегося к умеренному формализму. Но тут же увлекшего на тропу консервативной революции и жену, после путешествий по Уралу, Алтаю и Армении. Оба пытались приспособиться к советскому эстетическому канону, но все равно были обвинены в несоблюдении правил соцреалистической игры. В домашних портретах «для себя» видны все эти метания — от футуризма до натурализма. А глаза на рисунках и картинах — или условно прописанные, или тщательно изображенные — в самом деле суть зеркало души. Идиллия Александра Древина «Семья художника», смысловая кода выставки, предоставленная галереей «Г.О.С.Т», датирована 38-м годом. Через несколько месяцев Древина арестуют, расстреляют, потом реабилитируют. И опять состоится несколько совместных выставок четы — «независимые» коллеги-журналисты врут, когда говорят, что экспозиция в «Проуне» — «четвертая встреча». На самом деле восьмая.