02.02.2018
Связи России с городом-государством, вопреки названию выставки, восходят к доромановскому XV столетию. После падения Константинополя племянница, а в глазах россиян — духовная наследница византийского императора — Зоя (на Руси — София) Палеолог оказалась в Италии, где получила воспитание при папском дворе. Павел II инициировал и благословил ее брачный союз с Великим князем московским Иваном III. Вклад Зофи в русскую культуру велик хотя бы потому, что вместе с ней прибыли архитекторы-итальянцы: Кремль в Белокаменной остается примером синтеза идей и технологий Ренессанса с традицией древнерусского зодчества.
Отсвет блистательной эпохи становления русской государственности и сложения тезиса «Москва — Третий Рим» доносит «Корсунский» крест. Предание гласит: ажурный запрестольный крест, сияющий горным хрусталем, при въезде августейшей невесты в Московию перед каретой нес папский легат. Правда это или нет, но «латынский крыж» стал одной из главных реликвий Успенского собора в Кремле. С приданым Зои Палеолог прибыли в Москву через Рим драгоценные мощевики. Сегодня эти хрупкие реликварии — в числе ценнейших экспонатов Музеев Московского Кремля, хотя на выставке демонстрируются и наперсные икона и крест-мощевик, созданные уже в 1470-е годы в местных мастерских.
Еще одна страница дипломатической истории до воцарения Романовых связана с миссией Антонио Поссевино. Папский легат нанес визит Иоанну Грозному, выступив посредником в переговорах Московского государства и Речи Посполитой. По случаю заключения мира с Польшей папа Григорий XIII 1 октября 1582 года направил нашему царю поздравительную грамоту — пергамент с золотой печатью стал одной из жемчужин экспозиции.
Далее, при Романовых, контакты с Римом обрели постоянный характер. В XVII веке Иннокентий XI надеялся на нашу помощь в создании Священной лиги, способной дать отпор Османской империи, угрожавшей Центральной Европе. В результате петровских реформ в России возникли первые католические храмы. К концу правления Петра I восходит появление в Эрмитаже античной мраморной статуи Венеры — подарка Климента XI в благодарность за переданные царем мощи Святой Бригитты. Екатерина II увеличила количество римско-католических епархий в империи, а положение католиков урегулировала особыми законами. Из той поры — булла папы Пия VI о признании первого назначенного императрицей архиепископа Могилевского Станислава Сестренцевича. Впрочем, при Екатерине, вследствие раздела Польши, была заложена и основа для конфликтов с Ватиканом.
Намеки на воссоединение церквей прелаты пытались уловить в речах Павла I — тем более, что под маской графа Северного цесаревич еще в 1782 году посетил Вечный город, любезно преподнес дары, осмотрел древности. Самая католическая мемория «русского Гамлета» — Большой крест Мальтийского Ордена. По решению Священного Совета золотая регалия, принадлежавшая Великому магистру Ла Валетту, в 1797-м была преподнесена Павлу Петровичу на церемонии посвящения его в протекторы Мальтийского Ордена.
Наконец, Александр I учредил постоянную русскую миссию при Святом престоле в 1817 году, после того как Венский конгресс утвердил дипломатический статус папского государства. Заслугой России оказалась экспедиция атамана Платова после разгрома Наполеона для вызволения Пия VII из плена в Фонтенбло. Однако договор между Римом и Петербургом впервые подписал лишь Николай I — единственный из русских монархов, кто, пусть и инкогнито, посетил Ватикан. В 1847-м государь и папа Пий IX заключили конкордат — первое и последнее формальное соглашение о правах и прерогативах католической церкви на территории нашей страны. В центре экспозиции — комплекс документов, связанных с их встречей, включая записку с изложением претензий Святого Престола, врученную Николаю I и сохранившую замечания последнего. А зимой 1854 года уже наш самодержец послал в Ватикан благодарность за поддержку Российской империи в Крымской войне.
Правда, спустя 20 лет конкордат был разорван после очередного восстания в Польше при Александре II, даром что в статусе цесаревича он тоже посещал Рим — о встрече с папой рассказывает путевой дневник. Впрочем, автографы на архивных выставках не редкость, в отличие от обилия произведений искусства. Среди парсун, медалей и камей, богослужебных облачений и утвари, портретов императоров и понтификов, графических и живописных пейзажей выделяются картины со сценами визита Павла Петровича в Вечный город и столик с мозаикой «Прекрасное небо Италии» — подарок Николая I супруге в память о путешествии от Палермо до Флоренции. Образ Рима как эстетического идеала и школы русских художников закрепляют полотна с видами Италии, Москвы, Петербурга, интерьерами собора Св. Петра и залов Ватикана.
Фото на анонсе: Антон Кардашов/mskagency.ru