Дошли до Сутина

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

25.10.2017

ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет ретроспективу Хаима Сутина — ярчайшего представителя Парижской школы, художника странного, одинокого, мрачного. 

Его единомышленников — Фужиту, Моисея Кислинга, Александра Архипенко, Маревну — шесть лет назад уже показывали в этих стенах; привозили и несколько работ самого Сутина. Теперь зрители увидят более 60 картин: благодаря сотрудничеству с музеем Орсэ в столицу прибыли не только произведения уроженца местечка Смиловичи Минской губернии, ставшего международной звездой, но и творения предшественников и последователей — Жан-Батиста Шардена и Марка Ротко, Жан-Оноре Фрагонара и Фрэнсиса Бэкона. У проекта два куратора — Клэр Бернарди из Орсэ и Сурия Садекова из ГМИИ. По словам Бернарди, идея сопоставить героя экспозиции с другими авторами принадлежит именно русской стороне.

Жизнь маэстро складывалась непросто. Страстное стремление заниматься живописью не поддерживалось родными: Хаим был десятым ребенком в бедной семье, далекой от искусства. Провинциала манил переливающийся огнями Париж. Приехав в столицу Франции, двадцатилетний Сутин с головой окунулся в богемную жизнь. Поселился в знаменитой коммуне художников «Улей» («Ла Рюш»), познакомился с цветом артистического сообщества: Константином Бранкузи, Марком Шагалом, Осипом Цадкиным и, конечно, Амедео Модильяни, ставшим его близким другом. Затем семь лет провел на юге страны. Постепенно выбрался из нищеты: появились первые покупатели. Несмотря на достигнутый успех, не научился распоряжаться деньгами. По воспоминаниям Роберта Фалька, неприкаянный мастер регулярно менял квартиры, которые быстро захламлял. Бытовая неорганизованность, проблемы в личной жизни, серьезная болезнь — все это отражалось на творчестве. Тот же Фальк рассказывал, что поначалу считал картины Сутина «малопривлекательными вещами», однако постепенно магия цвета подействовала и на критически настроенного живописца. Многих поражала странная тоска, кафкианская грусть, свойственная работам художника. Их популярность, вероятно, оказалась загадкой и для самого автора, который никогда не гнался за дешевой славой и предпочитал «говорить» о своем.

Ретроспектива в ГМИИ — первая подобного масштаба в России — показывает развитие Сутиным трех жанров: портрета, пейзажа и натюрморта. Кураторы проводят параллель с Фрагонаром, точнее, с его техникой: свободными, фактурными, пастозными мазками. Можно было бы вспомнить и Рембрандта, отличавшегося неконвенциональным подходом к изображению людей, однако картин голландца на выставке нет. Впрочем, отсылка к французскому мастеру выглядит вполне уместной: действительно, для Сутина именно форма была превыше всего. Активные поиски включали в себя заимствования у Модильяни — так на полотнах нашего соотечественника появились длинные овалы лиц. Впрочем, на этом эксперименты не закончились: внешность многих моделей серьезно деформирована. В этом смысле Фрэнсис Бэкон, чьи вещи висят по соседству, выглядит верным последователем Сутина.

В натюрмортах очевидно обращение к «замогильной» теме: ощипанные индейки и разделанные бычьи туши (вновь намек на Рембрандта) указывают на бренность бытия. Предшественником в этом жанре выступил Шарден, реформировавший привычный жанр и сделавший изображение более естественным. Наконец, в пейзаже ориентиром послужил Камиль Коро — автор спокойный, сдержанный и благоразумный. В более поздних вещах Сутин действительно несколько приглушает краски, словно следуя за французским гуру. Однако ранние произведения полны экспрессии: здесь художник дает волю чувствам. Отголоски его энергичных движений кистью можно разглядеть в абстракциях Франка Ауэрбаха и Джексона Поллока.

На Западе, особенно в Штатах, наш мастер пользуется уважением: попытки записать его в отцы экспрессивного абстракционизма начались вскоре после Второй мировой. Эмиграция дала ему возможность выстроить карьеру планетарного масштаба, подобно Шагалу или Ларионову с Гончаровой. Однако по странной причине Сутин до сих пор малоизвестен в России. Выставка в ГМИИ наверняка поможет исправить эту оплошность.



Фото на анонсе: Андрей Любимов/mskagency.ru