Хождение в народ

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

13.09.2017

В МВЦ «Рабочий и колхозница» при поддержке Минпромторга проходит экспозиция «Мода — народу! От конструктивизма к дизайну». Формально не приуроченная к 100-летней годовщине революции, она, однако, тесно связана с 1917 годом.

Русский авангард зародился до Первой мировой и тяжело пережил события Октября (голод, война, отсутствие заказов поставили художников на грань выживания), но конструктивизм, возникший чуть позже, тесно переплетается с идеями мирового переустройства. Это художественное направление фактически стало продуктом ранней советской эпохи, когда творцы верили, что через изменение быта и бытия можно сформировать новое сознание. Так что обращение к стилю, на краткий момент охватившему все стороны жизни, выглядит вполне логичным. Организаторы решили показать, что его влияние ощущается до сих пор.

Примеры подобраны из разных областей. Прежде всего не обошлось без плакатов, в том числе современных, выполненных к 120-летию Александра Родченко. Здесь можно обнаружить не только аллюзии на манеру мастера, но и напоминания о трагедиях и противоречиях эпохи. Например, работа Камиля Зайнетдинова: число 1917, где вторая «единица» изображена в виде креста, падающего с церковного купола. Другой акцент сделан на архитектуре: жизнестроительство конструктивистов, их любовь к лаконичным формам определили развитие мирового зодчества. В качестве экспонатов выставлены как макеты — конкурсный проект здания Наркомтяжпрома Ивана Леонидова, так и снимки осуществленных замыслов. Некоторые снимки предоставили нынешние звезды: Шуховская башня запечатлена мэтром портретной фотографии Владимиром Клавихо-Телепневым. Есть и примеры промдизайна — области, в 20-е развивавшейся особенно бурно. На экранах показывают работы современного мастера Владимира Пирожкова, успешно сотрудничающего с автомобильными концернами.

И все-таки главное внимание уделено моде, причем зрителей ждут интересные открытия. Так, прославленный архитектор Александр Веснин предстает в качестве театрального художника, автора костюмов к спектаклю Таирова «Человек, который был Четвергом». Эффектное платье в красно-белую полоску можно увидеть не только в виде эскиза, но и «вживую»: оно реконструировано силами современных дизайнеров. По сути, это главная изюминка экспозиции: мастера из разных городов воссоздали наряды, когда-то придуманные не только Весниным, но и Александрой Экстер, Варварой Степановой, Надеждой Ламановой и тем же Родченко.

Куратор выставки, историк моды Наталия Козлова рассказала:

— Реконструкциями начали заниматься год назад во время подготовки проекта «Гений в юбке», посвященного Ламановой. Познакомились с энтузиастами из Самары, Шуи, Санкт-Петербурга, Калининграда... Шефство над ними взял известный дизайнер Сергей Васильев. За свои деньги шили костюмы — тратили на каждый по 20, 30, 40 тысяч рублей. Находили удивительные ткани: похожие на оригиналы по текстурам, а также старинные вещи — фрагменты рушников, полотенец, которыми делились коллекционеры. Восстанавливали вышивки, орнаменты. В итоге проделали колоссальный исследовательский труд.

На выставке можно увидеть воссозданную «прозодежду» Родченко: в подобном рабочем костюме — удобном, функциональном, со множеством карманов — он позировал на известной фотографии. Есть сшитая по эскизам Варвары Степановой спортивная форма: интересно, что ряд реконструкций — правда, с других рисунков — почти два года назад демонстрировали на площадке ВДНХ в рамках проекта «История моды: от авангарда к ГОСТу». Впрочем, самое интересное находится в разделах, посвященных театру. Создавая одежду для подмостков, конструктивисты совершенно не ограничивали полет фантазии. Наглядный пример — творение Сергея Эйзенштейна: костюм персонажа «1-я дамочка» из спектакля «Хорошее отношение к лошадям» показывает, сколь свободными были нравы ранних двадцатых. А Александра Экстер делает видимой обычно спрятанную конструкцию — фижмы, не только «оголяя» прутья, но и подвешивая к ним большие декоративные шары.

Однако самыми удачными и изысканными получились реконструкции туалетов гениальной Надежды Ламановой: кутюрье, одевавшей элиту Российской империи, а после революции придумывавшей невероятные вещи из простых тканей. В экспозиции есть невесомое красное платье из шифона, украшенное пайетками, — штучная ручная работа. Восстановлен наряд из льна с вышивкой на подоле, для которой использовалось старинное полотенце. Тот же лен, а также тончайшее кружево понадобились для воссоздания ансамбля с поясом на линии бедер — по моде 20-х. Обнаруживается и отсылка к северным мотивам, появившимся в творчестве Ламановой после 1926 года: пальто с меховой отделкой.

Наталия Козлова надеется, что проект удастся провести по российским городам и показать публике, как тотален и всеобъемлющ был стиль 1920-х. В противном случае после 29 сентября придется уничтожить прекрасные декорации в виде ширм, выполненные арт-директором выставки Антонио Вильчес-Ногеролом: хранить их попросту негде. Остается верить, что задумка осуществится, и у творений последователей конструктивистов окажется более долгая и счастливая судьба.



Фото на анонсе: Ирина Щелкунова