Связанные одной степью

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

06.07.2017

В Музее Востока открылась выставка «Степные истории. Продолжение...» — проект галереи «Ханхалаев», почти двадцать лет осуществляющей экспансию бурятского искусства на европейскую территорию России и за границу. В экспозиции представлены работы Бато Дашицыренова и Жамсо Раднаева, а также творения театрального художника Бальжинимы Доржиева, отца одного из самых известных мастеров сибирского края — Зорикто Доржиева (он — звезда международного уровня, знакомый Умы Турман, соавтор костюмов к фильму «Монгол»).

Бальжинима много лет отдал Бурятскому академическому театру драмы им. Хоца Намсараева. Опыт не прошел бесследно: яркие, насыщенные картины отличает особая декоративность. Автор постоянно экспериментирует со стилями: те, кто внимательно следит за его творчеством, наверняка видели портреты в духе Густава Климта или роскошные изображения цветов, напоминающие китайскую живопись гохуа. На нынешнюю выставку попали произведения иного характера. Некоторые из них, например, «Девушка со стрекозой» (2015), отчасти напоминают «аниме» и намекают на творения Доржиева-младшего. Это совпадение не случайно: отец скромно признается, что именно сын помог ему поверить в собственные силы и окончательно раскрыться. Впрочем, подлинное сходство двух авторов заключается в создании особых образов, суть которых — неразрывная связь Запада и Востока. Так, у Бальжинимы Доржиева нередки отсылки к зарубежным мастерам: например, к манере Гогена — великого француза, обожавшего ориентальную пряность («Садовник», 2010–2015). Встречаются герои, хорошо знакомые по европейским полотнам, скажем, Даная: у бурятского живописца мать Персея изображена в непривычной позе — спиной к зрителю. Эту картину отличает пылающий колорит, подчеркивающий не только близость, но и различия методов отца и сына: Зорикто обычно использует более сдержанные, приглушенные краски, словно впитавшие в себя степную пыль.

Следующий герой экспозиции — Бато Дашицыренов, ушедший из жизни в 2010-м. Он много лет был главным художником мастерских Мариинского театра, среди последних работ — балеты «Шурале», «Петрушка» и «Спартак». На выставке можно найти пластические и живописные произведения мастера. Скульптуры пронизаны этническими и буддийскими мотивами, но при этом универсальны по воздействию на зрителя. А лаконичные картины по емкости и обобщенности напоминают знаки и порой впрямую отсылают к петроглифам — древним наскальным изображениям. Наиболее удачная из показанных вещей — птица, чьи широко раскинутые крылья пробиваются сквозь стальные прутья. Название скульптуры говорит само за себя: «Душа моего сердца в клетке моего тела» (2007).

Третий автор — Жамсо Раднаев, автор полотен, наполненных доброй иронией. Подобно Доржиеву и Дашицыренову, Раднаев интерпретирует европейское наследие, порой в игровой форме. Так, «Письмо» (2008), где героиня, озаренная мягким светом, читает у окна, выглядит явным реверансом в сторону Вермеера. А «Мир Даримы» (2010) отсылает к «Миру Кристины» Эндрю Уайета: только вместо жительницы американской глубинки изображена представительница бурятской земли. Вообще, как и у Доржиева-старшего, наиболее значимые образы Раднаева — женские: причем последний признается, что многие персонажи написаны с его дочерей. Но и «мужская» тема — будь то дружба мальчишек-хулиганов или общение представителей разных поколений, деда и внука, — раскрывается Жамсо Раднаевым с большой теплотой.

Станковое искусство Бурятии, связанное с реалистической школой, не может похвастаться долгой историей: одним из его основоположников считается Цыренжап Сампилов, родившийся в конце XIX века. Однако современным художникам удалось, не утратив верность традиции, творчески переработать западное наследие. Ценители искусства не устают восхищаться Японией, которая с пользой для себя впитала европейскую культуру. А ведь наше чудо находится куда ближе — на юго-восточном побережье Байкала.