А кумир-то голый

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

09.06.2017

Мультимедиа Арт Музей представил ретроспективу Жанлу Сьеффа, одного из самых именитых fashion-фотографов. Ставший легендарным портрет обнаженного Ива Сен-Лорана, как и многие другие снимки, — хорошая иллюстрация метода «старой гвардии», когда вкалывали не из карьерных соображений, а на коктейле из лени и удовольствия. Так описывал свой творческий принцип мастер, и из подобной непрактичности и подчеркнутого гедонизма рождались черно-белые шедевры, сдобренные весьма провокационной иронией.

Выставка «Мэтр высокого стиля», открывшаяся в рамках биеннале «Мода и стиль в фотографии 2017», не слишком велика по объему: всего 67 отпечатков. Однако представлены главные темы, прославившие мастера: ню и балет, а также портреты знаменитостей. Красивые модели, как шутил Сьефф, были его основным интересом — именно так он находил спутниц жизни. Доля сексизма в подобных заявлениях компенсируется эффектностью самих снимков, сделанных с уважением и даже преклонением перед женщиной. Правда, кое-где автор не удерживается от гротескного юмора в духе его коллеги по «Магнуму» Эллиотта Эрвитта. Чего стоит подпись под оголенной «пятой точкой»: «Английский зад» (1969). Остается только гадать, было ли это выражением многовековых трений между жителями Туманного Альбиона и Франции, которые поляку Сьеффу, рожденному в Париже, могли быть знакомы. Другой пример шуточной «обнаженки» — тень от руки, будто хватающая модель за мягкое место (1985): легкий сарказм с визуальным эффектом нуара.

Балетная тема отражена не столь богато: не хватает, например, портретов Нуреева, Бежара, а также кадров, сделанных в классе и на сцене. Впрочем, кое-кто из звезд все же присутствует: в частности, жена Ролана Пети великая Зизи Жанмер. Есть и герои младшего поколения, обнаруженные в недрах «Гранд-опера», которую в 1983 году возглавил неистовый татарин. Прежде всего, уникальная танцовщица Сильви Гиллем, замеченная Рудольфом в кордебалете и быстро возведенная в ранг этуали.

Работы для модных журналов, представленные в изобилии, заставляют грустить о тех временах, когда модели были невероятно красивы, ракурсы — интересны, а сюжеты — неизбиты. Здесь снова проявляется своеобразное чувство юмора Сьеффа. В кадре для Harper’s Bazaar Хичкок, размахивая руками, пугает наморщившую лоб модель — отсылка к «умученным» героиням кинолент. Квинтэссенцией иронии выглядит снимок, озаглавленный «Моя первая модная фотография» (1952): красотка, рисующая довольно диковатый портрет, пародию на современное для той поры искусство.

Среди знаменитостей, позировавших Жанлу, немало имен, в представлении не нуждающихся: Джейн Биркин и Серж Генсбур, Миа Фэрроу, Катрин Денёв, Шарлотта Рэмплинг, Ив Сен-Лоран, Нико, Твигги, Жан-Поль Готье. Последнее фото сделано в год смерти Сьеффа, в 2000-м, однако рука мастера все так же тверда. Возможно, благодаря упорному игнорированию новых технологий: мэтр предпочитал снимать по старинке, на пленку, избегая цифровых камер. Еще одно объяснение состоит в том, что «творческое долголетие» — вовсе не навязшее в зубах выражение, а единственная адекватная характеристика для тех, кому небесами было щедро отсыпано таланта.



Фото на анонсе: Александр Авилов/mskagency.ru