Если девушке немного за тридцать

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

27.03.2017

В Мультимедиа Арт Музее представили проект «2017 Pirelli Calendar by Peter Lindbergh and more...». Кадры для 44-го выпуска знаменитого календаря сделаны немцем Линдбергом, которого пригласили поработать в рекордный третий раз. Экспозиция, проходящая в рамках биеннале «Мода и стиль в фотографии 2017», позволяет также ознакомиться со снимками прошлых лет. Зрители смогут убедиться: издание «Пирелли», предназначенное для мировой элиты, на самом деле нередко отражает настроения широких слоев общества. В первую очередь — по гендерным вопросам.

Нынешний выпуск объявлен революционным: простые черно-белые кадры, без всякой ретуши и игр с «Фотошопом». Питер Линдберг пригласил 14 известных актрис (в том числе Шарлотту Рэмплинг, Уму Турман, Николь Кидман, Джулианну Мур, Робин Райт), а также преподавателя кафедры политической теории МГИМО Анастасию Игнатову. Главной задачей стало показать женщину без глянца — в естественной красоте, подчеркнув тем самым, что стандарты привлекательности гораздо шире стереотипов, навязываемых масс-медиа. 

Линдберг не первый, кто рискнул нарушить сложившиеся представления. Переломным оказался календарь прошлого года, подготовленный Энни Лейбовиц: на фоне невзрачного задника позировали женщины, далекие от модельных параметров — Йоко Оно, Серена Уильямс, Патти Смит, Эми Шумер. Критерием выбора стали достижения героинь, а вовсе не презентабельный внешний вид. Впрочем, попытки изменить доминирующие патриархальные взгляды начались еще раньше. Военный фотограф Стив Маккари, работавший над выпуском 2013-го, поместил на страницы не только беременную модель, но и никому не известную девушку, случайно снятую на улице в Рио. А благодаря Брюсу Уэберу в 1998-м появились мужские портреты: например, Юэна Макгрегора и Би Би Кинга.

Манифест Линдберга показан в окружении более традиционных изданий календаря, сделанных классиками — Ричардом Аведоном, Хельмутом Ньютоном, Гербом Ритцем, Патриком Демаршелье, Карлом Лагерфельдом. Здесь модели предстают в привычном образе: манкие, соблазнительные, нередко совершенно обнаженные. Есть и серия самого Линдберга, выполненная в 2002-м, — с красотками на голливудской съемочной площадке. Чем же окажется его нынешний проект: обычным эпатажем или отражением долгосрочного тренда?

Надо сказать, маэстро несколько лукавит. Несмотря на заявления об отходе от современных стандартов, его героини выглядят прекрасно: они тщательно причесаны и загримированы. А сам фотограф пользуется ухищрениями, которые позволяли еще в доцифровую эпоху выгодно подчеркнуть внешность. В частности, игра с глубиной резкости помогает сделать акцент на глазах или губах и аккуратно размыть ненужные морщинки. Иной раз Линдберг оставляет кадр намеренно нечетким, и эта особенность воспринимается не дефектом, а художественным приемом. Местами установка на отсутствие ретуши соблюдена на сто процентов. Скажем, Шарлотта Рэмплинг снята с беспощадной документальностью, а на лице красавицы Кейт Уинслет можно разглядеть тонну тонального крема и пудры.

Целью Лейбовиц, а за ней и Линдберга было представить иной взгляд на женщину: показать ее не объектом мужского внимания, а субъектом собственной воли и действия. Ты хороша не потому, что красива, а оттого, что индивидуальна, — вот основной посыл снимков обоих мастеров. С другой стороны, элитный календарь не способен окончательно порвать с законами глянца, который приглашает на съемки моделей plus size пока лишь в качестве исключения, отвечая на сформировавшийся в обществе запрос. Подобной половинчатостью в свое время отличался сериал «Секс в большом городе». Его героини демонстрировали, как чудесна жизнь независимой девушки за тридцать, и в то же время страстно желали одного — обрести крепкое мужское плечо. Так может ли существовать взгляд на прекрасный пол, свободный от гендерных стереотипов? Ответ на этот вопрос, похоже, еще впереди.