Если девушке немного за тридцать

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

27.03.2017

В Мультимедиа Арт Музее представили проект «2017 Pirelli Calendar by Peter Lindbergh and more...». Кадры для 44-го выпуска знаменитого календаря сделаны немцем Линдбергом, которого пригласили поработать в рекордный третий раз. Экспозиция, проходящая в рамках биеннале «Мода и стиль в фотографии 2017», позволяет также ознакомиться со снимками прошлых лет. Зрители смогут убедиться: издание «Пирелли», предназначенное для мировой элиты, на самом деле нередко отражает настроения широких слоев общества. В первую очередь — по гендерным вопросам.

Фото: Питер Линдберг

Нынешний выпуск объявлен революционным: простые черно-белые кадры, без всякой ретуши и игр с «Фотошопом». Питер Линдберг пригласил 14 известных актрис (в том числе Шарлотту Рэмплинг, Уму Турман, Николь Кидман, Джулианну Мур, Робин Райт), а также преподавателя кафедры политической теории МГИМО Анастасию Игнатову. Главной задачей стало показать женщину без глянца — в естественной красоте, подчеркнув тем самым, что стандарты привлекательности гораздо шире стереотипов, навязываемых масс-медиа. 

Линдберг не первый, кто рискнул нарушить сложившиеся представления. Переломным оказался календарь прошлого года, подготовленный Энни Лейбовиц: на фоне невзрачного задника позировали женщины, далекие от модельных параметров — Йоко Оно, Серена Уильямс, Патти Смит, Эми Шумер. Критерием выбора стали достижения героинь, а вовсе не презентабельный внешний вид. Впрочем, попытки изменить доминирующие патриархальные взгляды начались еще раньше. Военный фотограф Стив Маккари, работавший над выпуском 2013-го, поместил на страницы не только беременную модель, но и никому не известную девушку, случайно снятую на улице в Рио. А благодаря Брюсу Уэберу в 1998-м появились мужские портреты: например, Юэна Макгрегора и Би Би Кинга.

Манифест Линдберга показан в окружении более традиционных изданий календаря, сделанных классиками — Ричардом Аведоном, Хельмутом Ньютоном, Гербом Ритцем, Патриком Демаршелье, Карлом Лагерфельдом. Здесь модели предстают в привычном образе: манкие, соблазнительные, нередко совершенно обнаженные. Есть и серия самого Линдберга, выполненная в 2002-м, — с красотками на голливудской съемочной площадке. Чем же окажется его нынешний проект: обычным эпатажем или отражением долгосрочного тренда?

Фото: Питер Линдберг

Надо сказать, маэстро несколько лукавит. Несмотря на заявления об отходе от современных стандартов, его героини выглядят прекрасно: они тщательно причесаны и загримированы. А сам фотограф пользуется ухищрениями, которые позволяли еще в доцифровую эпоху выгодно подчеркнуть внешность. В частности, игра с глубиной резкости помогает сделать акцент на глазах или губах и аккуратно размыть ненужные морщинки. Иной раз Линдберг оставляет кадр намеренно нечетким, и эта особенность воспринимается не дефектом, а художественным приемом. Местами установка на отсутствие ретуши соблюдена на сто процентов. Скажем, Шарлотта Рэмплинг снята с беспощадной документальностью, а на лице красавицы Кейт Уинслет можно разглядеть тонну тонального крема и пудры.

Целью Лейбовиц, а за ней и Линдберга было представить иной взгляд на женщину: показать ее не объектом мужского внимания, а субъектом собственной воли и действия. Ты хороша не потому, что красива, а оттого, что индивидуальна, — вот основной посыл снимков обоих мастеров. С другой стороны, элитный календарь не способен окончательно порвать с законами глянца, который приглашает на съемки моделей plus size пока лишь в качестве исключения, отвечая на сформировавшийся в обществе запрос. Подобной половинчатостью в свое время отличался сериал «Секс в большом городе». Его героини демонстрировали, как чудесна жизнь независимой девушки за тридцать, и в то же время страстно желали одного — обрести крепкое мужское плечо. Так может ли существовать взгляд на прекрасный пол, свободный от гендерных стереотипов? Ответ на этот вопрос, похоже, еще впереди.


Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже