Датские сказки о главном

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

28.12.2016

Праздничная экспозиция «Сказки Андерсена» открылась в Музее АЗ. Всемирно известный датчанин, автор совсем не детских историй, показан глазами художника-дебошира, пьяницы и хулигана — таков неизменный миф об Анатолии Звереве. 

Двух творцов объединяет несоответствие стандартам. Андерсен — замкнутый и гиперчувствительный, коротавший век без семьи и детей. Зверев — шумный, живший на разрыв аорты, но скрывавший за ярким антуражем тонкость переживаний. Неудивительно, что отечественный мастер заинтересовался сочинениями датского писателя. 

Зверевская черно-белая графика создана по просьбе балетмейстера Александра Румнева в 1961 году; ныне она хранится в РГАЛИ. Музей уже обращался к этим сокровищам, обнаруженным практически случайно: в 2013-м, еще до официального открытия институции, они были опубликованы отдельным изданием. На нынешнюю выставку архив предоставил несколько рисунков. Однако большую часть экспонатов составили лайт-боксы с репродукциями творений Зверева. Этот шаг позволил организаторам увеличить изображения и решить проблему доступности графики. Ведь рассматривать небольшие листы не слишком удобно.

Дизайн проекта (автор Геннадий Синев) разработан с установкой на зрелищность — в хорошем смысле слова. Первый этаж погружает посетителей в подводное царство. Благодаря освещению, создающему плывущую по полу сине-зеленую рябь, чувствуешь себя на морском дне. Подобно главной героине «Русалочки» — именно этой сказке и посвящен зал — можно заглянуть в «иллюминаторы»: лайт-боксы со зверевскими рисунками, легкими, ажурными, лихими. Совершенно неканоническими (чего стоят абсолютно лысые сестры Русалочки, в оригинале лишь остригшие длинные волосы), но при этом обладающими своим очарованием.

Тем же быстрым пером выполнены иллюстрации к «Новому платью короля» и «Диким лебедям», занимающие второй этаж. Причем к графике добавились еще и инсталляции. Лебединая тема воплощена художницей Татьяной Баданиной в причудливом арт-объекте. Одиннадцать пар крыльев, символизирующих заколдованных принцев, трепещут под музыку, неся воображаемую Элизу через океан. Когда стихает мелодия, они замирают, и лишь одно продолжает трепыхаться — напоминая, что героиня не успела закончить волшебную рубашку для младшего брата, и у того вместо руки осталось лебединое крыло. Инсталляцию для сказки о голом короле придумал затейник Андрей Бартенев («Нити обмана»). Здесь же, кстати, можно посмотреть «оживленные» работы Зверева в виде своеобразного мультфильма.

Наконец, верхний этаж, оформленный в китайском стиле, посвящен истории, озаглавленной «Соловей». В центре зала — механическая птица в клетке, сконструированная художником-кукольником Рудольфом Серажетдиновым. Как и прототип в истории Андерсена, она умеет издавать чарующие звуки. Рядом в лайт-боксах размещены рисунки — теплые, «ламповые»: взгляд останавливается на изящной птичке под тонким серпом луны. И это соседство искусственного и настоящего, безразличия и всепрощения, холода и любви роднит одинокого датчанина XIX века с неприкаянным русским XX столетия.