Мелочь, а приятно

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

23.12.2016

ГМИИ им. А.С. Пушкина присоединился к празднованию 150-летия со дня рождения Василия Кандинского. Не пытаясь соревноваться с Русским музеем, показавшим осенью масштабную ретроспективу работ абстракциониста, московские организаторы представили более камерный проект, состоящий примерно из 50 произведений. 

Название «Багатели» можно перевести с французского как «мелочи», «пустячки». Оно подчеркивает особый характер экспозиции, включившей в себя не программные вещи, но необязательные «завитушки», которые, однако, будут интересны даже искушенной публике.

«Багателями» сам Кандинский именовал примитивистские сценки, выполненные маслом на оборотной стороне стекла — в старой немецкой технике Hinterglasmalerei. Художник узнал о ней в 1910-е годы в Баварии. На выставке можно увидеть несколько оригинальных работ, созданных мастерами южной Германии на рубеже XIX–XX веков (парочка, правда, почему-то с французскими надписями). Яркость красок, наивная трактовка религиозных сюжетов, образы святых, обрамленные пышными цветами, — все это отсылает к феномену народной иконы, известному и в православных странах. Живопись Кандинского носит, впрочем, вполне светский характер: прекрасные амазонки, барышни в костюмах XIX века, фантазии на русскую тему. Очевидно влияние не только современников вроде Ивана Билибина, но и народных лубочных картинок. Образцы последних также включены в экспозицию: например, изображение святого Георгия Победоносца (XIX). Кстати, фигура всадника считается ключевой для творчества художника. Встречается она и в «багателях»: одна небольшая работа так и называется — «Всадник» (1917–1918).

Те, кто не против «мещанских» экспериментов, порадуются произведениям жены Кандинского, Нины. Их первый раз показывают российской публике. Среди ее творений — ваза с цветами, вокруг которых кружится бабочка. Чуть более серьезная «картинка», созданная по рисунку мужа, — прогулка барышни с кавалером (1917). Надо сказать, между живописцем и его супругой существовало трогательное взаимопонимание. Василий Васильевич влюбился в Нину «вслепую»: просто поговорив с ней по телефону. На выставке есть «Композиция Ж. «Одному голосу» (1916), появившаяся сразу после того случая. Встретившись спустя четыре месяца, в сентябре 1916-го, художник и его муза не расставались более ни на день.

Впрочем, выставка ориентирована не только на любителей «понятного Кандинского». В отсутствие хрестоматийных полотен можно полюбоваться на небольшие абстрактные композиции, в названии которых фигурируют не привычные цифры, а буквы — «А» или «Е». Эти работы, как и расписанные в 1920-е по эскизам Василия Кандинского чайные сервизы, демонстрируют прекрасное чувство цвета. И способны примирить с беспредметным искусством даже самых серьезных скептиков.