Сезанн открыт

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

08.12.2016

В Культурном фонде In Artibus открылась выставка произведений из собрания его основательницы Инны Баженовой. «Под одним небом» — проект подчеркнуто субъективный: из более тысячи работ, находящихся в коллекции, было отобрано около 60. Цель экспозиции — показать взаимное влияние европейского и русского искусства рубежа XIX–XX веков. И в частности, акцентировать значение французской живописи для наших художников.

Одной из важнейших фигур начала прошлого столетия был постимпрессионист Поль Сезанн. Хотя его картины на выставке не представлены, оценить популярность уроженца Экс-ан-Прованса нетрудно. Приемы мэтра можно обнаружить в полотнах отечественных мастеров: например, Петра Кончаловского («Дубы», 1921) и Николая Синезубова («Пейзаж с деревом», 1930–1940-е). Еще один «сезаннист» — Александр Шевченко («Пейзаж с деревьями и женской фигурой», 1920): градации зеленого, голубого и охристого цветов выдают приверженца взглядов знаменитого француза.

Любопытны переклички и в рамках национальной традиции. В частности, интересно сравнить произведения представителей московской школы — Бориса Касаткина и Владимира Вейсберга. Эти имена знаковые для фонда: именно юбилейной экспозицией Вейсберга в 2014 году открылся In Artibus. Касаткин, ученик Владимира Григорьевича, впоследствии также удостоился персональной выставки. Искусствоведы отмечают, что поздние работы Бориса Константиновича («Натюрморт. 5 шаров (Аверкамп)», 2000) испытали влияние «белого периода» Вейсберга. При этом творчество последнего, погружающее в чистую меланхолию, на любителя: едва проступающие на молочном фоне контуры геометрических фигур, очертания тела натурщицы... С помощью экспериментов Вейсберг пытался создать «невидимую живопись». Примечательно, что выставка включает в себя 10 полотен художника, что для данного проекта рекорд: остальные авторы представлены скромнее.

Тем, кого интересует буйство цвета, стоит обратиться к картинам Анатолия Зверева. Если пейзаж («Сосны», 1958–1959) еще кажется относительно спокойным, то в абстрактной «Композиции» (1961) мастер проявил «дикий» темперамент, расплескав оттенки зеленого, красного, синего и нетвердо процарапав в углу год создания. Интересные колористические решения демонстрируют цветочные натюрморты: от работ того же Касаткина («Букет с красными цветами на окне», 1985) и одного из основателей символизма Одилона Редона («Две вазы с цветами», 1905) до штудий представителя кубизма Жоржа Брака («Ваза с цветами», 1958) и «Натюрморта с цветами» (1942) Владимира Лебедева, больше известного как график и иллюстратор и куда менее популярного в качестве живописца.

И это далеко не все must see выставки. Любителей французского искусства порадует небольшая картина Жоржа Сёра («Больница и маяк в Онфлёр», 1886). А также произведения примитивиста Анри Руссо по прозвищу «Таможенник», в экспозицию включены два из них: «Вид Альфорвилля» (1906) и, под стать нынешнему сезону, «Зима» (1907). Примечательны работы постимпрессиониста Мориса Утрилло — сына знаменитой натурщицы Сюзанны Валадон, позировавшей Ренуару, Дега, Тулуз-Лотреку, а впоследствии самой взявшей в руки кисть. Наконец, стоит обратить внимание на мастера гротеска и политического шаржа Оноре Домье («Игроки на бильярде», 1870-е) и предшественника импрессионизма, автора «мерцающих полотен» Адольфа Монтичелли («Празднество-симпозиум», около 1858). Последний знаменит тем, что его безумная преданность искусству в свое время вдохновила Поля Сезанна. И здесь понимаешь, что круг замкнулся.