16.11.2016
Символом экспозиции выбрана картина Тофика Джавадова «Нефтяники» — знаковое полотно, запечатлевшее рябочих, застывших на фоне нефтяных вышек. Апшерон — полуостров на западном побережье Каспия. Поэтому частое присутствие в живописных работах «черного золота» — закономерно. Куда как более удивляет появление русского самовара на картинах Тогрула Нариманбекова. Впрочем, как пояснила куратор от Фонда Марджани Мария Филатова, наш самовар так прочно врос в азербайджанскую культуру, что давно считается своим.
Вряд ли российский зритель когда-либо видел эти работы. Произведения из запасников Третьяковки не выставлялись с начала 90-х. Тем не менее образы, созданные закавказскими мастерами резца и кисти, нам как родные. Аналогий масса. В картинах и скульптурах легко увидеть Кончаловского, Неизвестного и даже Пикассо. «Азербайджанские мастера учились в Москве в разгар оттепели. Они застали знаменитую выставку Пикассо, так повлиявшего на творчество многих из них», — говорит Филатова.
С развалом советского государства в Третьяковку перестали поступать образцы живописи и скульптуры из бывших союзных республик. Нынешняя выставка — первая попытка восстановить утраченные связи.