Восхитись автомобилем

Марина ИВАНОВА

29.09.2016

На ВДНХ в павильоне «Карелия» проходит выставка «Как дружно все выходят на конечной» — о городском транспорте в СССР. Коллекция миниатюрных моделей, игрушечные советские машины, раритетные компостеры, старые фотографии: отечественный автопром — как на ладони.

Впрочем, не только отечественный. В первые годы своего существования автомобильные заводы на просторах нашей необъятной выпускали зарубежные модели. Скажем, АМО, затем переименованное в ЗИС (а позднее в ЗИЛ), по лицензии изготавливало «Фиаты» и «Автокары». ГАЗ выдавал на-гора «Форды». Его примеру следовал и «Москвич». Особый упор в годы индустриализации делался на грузовые машины. В 1930-е СССР даже вышел на первое место в Европе по их производству. Один только Ярославский завод в 33-м выпустил больше крупнотоннажников, чем все американские и канадские предприятия вместе взятые...

Символом довоенного достатка стала знаменитая «эмка», М-1, по сути, первая советская легковушка, хоть и разработанная по мотивам «Форда», но с рядом собственных ноу-хау. Крупносерийное производство малолитражек могло начаться со следующей модели — КИМ-10, которую собирали в Москве. Но грянула Великая Отечественная. В ходе эвакуации оснастка пропала, и после войны выпуск не был возобновлен. Зато в Страну Советов попало внушительное количество трофейных иномарок, они бегали по нашим дорогам еще несколько десятилетий. 

В конце 40-х отечественный автопром совершил рывок. На Московском заводе малолитражных автомобилей начали делать легендарные ныне «Москвичи» — сперва на основе трофейного Opel Kadett, потом пошли в серию и собственные разработки. И доминировали они вплоть до 70-х, пока в Тольятти не стартовало производство «Жигулей», родившихся из итальянского «Фиата» и ставших самым массовым советским автомобилем.

Впрочем, и зарубежные модели не исчезли — например, к Олимпиаде-80 были закуплены для «Скорой помощи» Mercedes, в ГАИ обзавелись BMW и даже Porsche. «Уборщики», работавшие на улицах столицы, являлись западными «немцами», а большая часть междугородних автобусов тоже была иностранного происхождения, правда, дружественного, демократичного — незабвенные венгерские «Икарусы».

История автотранспорта представлена на выставке не в натуральную величину — рассказ ведут миниатюрные модели. Вот Packard 1930 года — кстати, на машинах этой фирмы ездил Сталин. Слабость к роскошному американскому авто питали и Микоян, и Каганович, и Молотов... Рядом красуется Lincoln 1937-го — позже марку, названную в честь президента США, полюбил Брежнев, большой знаток и великолепный водитель. Тут же можно разглядеть розовый открытый Cadillac 1959-го — когда-то заокеанским средством передвижения класса люкс увлекся Хрущев. А вот и советские «коллеги»: первая «Волга» ГАЗ-21, выпускавшаяся в 1957–1970 годах, дебютная модель «Нивы» ВАЗ-2121, голубые «Жигули» первой модели ВАЗ-2101, знаменитая «копейка».

Городской транспорт представлен начиная с 20-х вплоть до конца перестройки. Модели пожарных машин, разъезжавшие в первые десятилетия советской власти, двухэтажные троллейбусы того же времени, такси, уборочные агрегаты, «скорая»... 40-е отличаются обилием грузовиков защитного цвета. В мирные 50-е по дорогам рассекают серые такси, грузовики «Хлеб» и «Мебель», троллейбусы. Зато в 60–70-е улицы наводняют «Волги» и «Жигули», пробегают авто с надписью «Школьные завтраки» и «Прием у населения старых телевизоров»...

Но особую ностальгию у посетителей вызывают советские игрушечные машины и автоконструкторы. С криком «У меня такой же был!» отцы семейств кидаются к ретрозабавам и взахлеб рассказывают, как именно сломали любимца... Слезы умиления у всех категорий населения наворачиваются при виде компостеров, а также билетного автомата. К слову, профессия кондуктора в общественном транспорте стала отмирать в разгар оттепели: считалось, что советские граждане и сами обладают высоким уровнем сознательности. Как известно: «Совесть — лучший контролер». Для тех, кто этого не помнил, штраф за проезд зайцем составлял один рубль.

На выставке можно узнать и много любопытных фактов. К примеру, протяженность самого длинного троллейбусного маршрута в мире — 86 километров. Он проходит в Крыму — между Ялтой и Симферополем...