Строго на Север

Тамара ЦЕРЕТЕЛИ

20.07.2016

В Музее русского лубка и наивного искусства проходит персональная выставка Юрия Тюпина «Что вспомню я?..»

Тюпин в художественных кругах — имя новое, зазвучало лишь в прошлом году, когда самоучку случайно обнаружили. Вернее, он сам обнаружился: шел себе мимо особняка в Новогиреево, заинтересовался афишами и решил зайти. Очутился на вернисаже, где показывали работы такого же непрофессионала. И с удивлением понял, что подобная «самодеятельность» может считаться искусством. Тут Тюпин заявил: «Я тоже рисую!» А потом прислал сотрудникам музея свои полотна. В итоге его произведения экспонируются уже второй раз.

«Что вспомню я?..» приурочена к 75-летию художника, который взял в руки кисти, только выйдя на пенсию. С тех пор «вспоминает» он на холсте одно и то же — родную деревеньку Угзеньгу в Холмогорском районе Архангельской области. Поселение давно опустело и теперь живет лишь в памяти Тюпина да в его творчестве, спасающем местечко от забвения. Это — летопись уходящего Русского Севера, где фиксации подлежит все: огромный крестьянский дом, называемый «хороминой»; банька по-черному; русалка — неотъемлемая часть здешней картины мира, в представлениях населения, не хвостатая, а вполне двуногая.

По некоторым работам хоть историю повседневности пиши. Например, «В школу на неделю»: мать крестит ребенка, садящегося с товарищами в лодку, — учебное заведение находилось в 15 километрах от Угзеньги, каждый день не находишься. А вот и сама альма-матер — с печкой и самоваром. По другим полотнам впору воссоздавать деревенские интерьеры 1950-х: иконы в красном углу, тут же — портрет Сталина и вездесущие декоративные коврики на стенах. Можно исследовать и мифологическое сознание — помогут «Дети войны». Словно языческие боги, они держат на руках землю, символизирующую светлое будущее — с заводами, гидроэлектростанциями, комбайнами, космическими ракетами. А ногами «дети» попирают «ад», залитый кровью, усеянный танками и испещренный змеями — буквальным воплощением фашистской гадины... Впрочем, эта картина, единственная, написана автором на заказ. Остальные увековечивают Север — с канувшим в Лету крестьянским бытом и все такой же величественной природой.