И Эллада с Русью говорит

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

23.06.2016

В Школе акварели Сергея Андрияки — экспозиция «Россия — Греция», стартовавшая в рамках перекрестного года наших двух стран. Выставка знакомит зрителей с произведениями самого основателя школы, а также картинами преподавателей. 

Здесь встречаются два образа: сдержанной, чуть суровой русской природы и обожженной солнцем Эллады. Особое место занимают работы Сергея Андрияки: нежные, переливчатые. Руины храма Аполлона в Коринфе, песчаный берег, ласковое бирюзовое море. От них веет вечностью и спокойствием, как от творений Максимилиана Волошина, запечатлевшего другую древнюю землю — таинственную Киммерию.

Любопытны полотна Натальи Беседновой: кипарисовые аллеи, величественные звонницы, стены средневековой крепости. Впрочем, художница не ограничивается созданием пейзажей. В одном из залов можно увидеть произведения, посвященные мифам Древней Греции. В частности, изображение Дафны — нимфы, превращающейся в лавровое дерево, или портрет олимпийца со снарядом в руках.

Другой образ Эллады предлагает Александр Волков, его привлекают урбанистические мотивы. На картинах, привезенных из командировки на остров Корфу, — улочки, напоминающие итальянскую провинцию (отзвук 400-летнего венецианского господства); пальмы, бросающие на мостовую густую тень; виды ночного города, залитого электрическим светом.

Более традиционные пейзажи у Ольги Волокитиной: бесконечное море, сливающееся с небом, вековые деревья, античные храмы. Разглядывая эти сочные акварели, отмечаешь: наши художники особенным образом видят краски иссушенной зноем Греции. Обычного путешественника поражает лаконичность цветовых сочетаний: здесь господствуют синий и белый, в точности как на греческом флаге. Отечественные мастера способны обнаружить множество оттенков, которые порой не замечает странник, ослепленный ярким солнцем.

Россия на выставке выглядит не столь уж контрастной по отношению к Греции. Да, наша природа чуть мрачнее, а краски приглушеннее. Однако есть то, что связывает страны гораздо сильнее внешних различий, — Византия. Это глубинное родство чувствуется как в меланхоличных пастелях Ирины Поляковой, так и в изображениях православных храмов, вышедших из-под кисти Анатолия Дегтярева, Натальи Туруновской и Ксении Кашиной.