Воронеж по графику

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

20.04.2016

В Школе акварели Сергея Андрияки открылась выставка «Графика русских и западноевропейских художников XVIII — начала XX века». Это уже 17-й проект Школы, знакомящий москвичей с шедеврами из регионов. На сей раз в гостях Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского.

В столицу привезли 110 работ — акварели, рисунки, офорты. Это лишь малая часть того, что хранится в фондах: одной графики пять тысяч единиц. Музей открылся в 1933 году, и история его коллекции неотделима от эпохальных событий в жизни страны. Например, подборка Петровских гравюр связана с планами создания в 1830-х памятника-мемориала первому российскому императору и Святителю Митрофану Воронежскому. Именно тогда в Воронеж были отправлены оттиски с гравировальных досок, датируемых XVIII веком. На одном из листов, например, можно увидеть бот Петра I — судно, привезенное в 40-х годах XVII столетия из Англии, на котором молодой монарх рассекал по Яузе. 

Другие работы также поражают обилием деталей и представляют собой ценнейшие документальные свидетельства. Скажем, зрителю предлагают полюбоваться на панораму Москвы начала XVIII века, выполненную голландским мастером Питером Пикартом. Художник показал вид со стороны Каменного моста. Публика может рассмотреть центр столицы, застроенный деревянными домишками, теснившимися у кремлевских стен. Над городом возвышаются бесчисленные купола церквей. Голландец не поленился запечатлеть простой люд, снующий по топким берегам Москвы-реки. На изображении дворца в Царском Селе (1759) можно увидеть светскую процессию и отметить, как одна из дам, прячась от солнечных лучей, открыла зонтик. Не меньше барочной пышности в конном портрете Меншикова (1707): нарядное седло и латы прорисованы особенно тщательно.

Любопытная история связана с акварельными портретами офицеров лейб-гвардии Гусарского полка. Когда-то картины украшали стены усадьбы «Семидубравное», владельцем которой был внук бывшего воронежского губернатора Александр Потапов. Здесь останавливался Михаил Лермонтов, его сослуживец: изображение поэта из этой серии, увы, утеряно. «Донская газета», выходившая в XIX веке, опубликовала интересные подробности визита Михаила Юрьевича. Лермонтов ехал в «Семидубравное» с тяжелым сердцем: по дороге он узнал, что в имении гостит дядя хозяина генерал Алексей Потапов, прозванный в армии «свирепым» — из-за строгости во время следствия по делу декабристов. Однако встреча прошла на удивление душевно. Когда Потапов-младший и еще один гость, Александр Реми, вышли в сад, то увидели Лермонтова, сидящего на шее у генерала: «Оказалось, что «зверь» и до лихорадки боявшийся его поэт играли в чехарду». Потапов-старший, которому позже рассказали об опасениях Михаила Юрьевича, лишь позабавился: «На службе никого не щажу, а в частной жизни я — человек, как все». На выставке представлено несколько портретов однополчан поэта, в том числе двоюродного дяди Лермонтова Алексея Столыпина (1839).

Отдельного внимания заслуживают картины уроженца Воронежской губернии Ивана Крамского, чье имя музей получил в 1984 году. В 1918-м сын художника передал полотна в местный краеведческий музей, в нынешнее собрание они попали 15 лет спустя. Крамской представлен как ас рисунка, виртуозно справлявшийся с тушью, мокрым соусом и белилами. Его портреты — будь то изображения жены (1867) или безымянного юнкера (1860-е) — поражают отсутствием даже малейшего намека на идеализацию. Создавая образы, реалистичности которых позавидовал бы и фотограф, художник не забывал о психологической достоверности.

Из неизвестного широкой публике интересны рисунки «манекенного мастера» Константина Кавтарадзе. Этнограф, а также художник и реставратор, он привозил из кавказских путешествий колоритные портреты местных жителей. Хитро улыбается тифлисский мальчик (1910-е), немного удивленно смотрит старый горец (наверняка его рисуют первый раз в жизни), бросает высокомерный взгляд бравый охотник-аджарец. Кроме того, здесь есть картины воронежских художников Сергея Павлова, Федора Чурикова и Александра Бучкури. Последний был учеником Репина. Когда великий живописец увидел произведения повзрослевшего воспитанника, он не смог сдержать восторга.

И, конечно, не обошлось без классиков. Женская головка, нарисованная Константином Маковским, черноморский пейзаж Льва Лагорио, венецианская акварель Алексея Боголюбова, нежный «Портрет девочки» Валентина Серова и Судак, запечатленный Александром Бенуа... Все это заставляет ждать следующей встречи с Воронежским областным художественным музеем. Ведь там хранится еще немало сокровищ — вроде старейшей в России египетской коллекции, которую тоже хотелось бы однажды увидеть в Москве.