Кистью о красоте земли

Александр САЗЫКИН

28.01.2016

В Центральном доме художника с успехом прошла выставка произведений народного художника России Дмитрия Александровича Косьмина к 90-летию со дня рождения (1925–2003). 

При знакомстве с экспозицией вас прежде всего останавливает волнующий интенсивный цвет полотен художника, впечатление струящегося с холстов света. В них привлекает редкий колористический дар, восприятие мира как радостного и удивительного дара человеку. 

Темпераментная живопись Дмитрия Косьмина притягивает не только силой и яркостью красочных отношений. Художник подчиняет богатые технические свойства живописи большому и многогранному содержанию своего творчества. В каждой работе свое решение, часто глубокий философский подтекст, размышления автора о жизни. Автор с большой любовью ведет свой рассказ о России. Перед зрителем — ледовые просторы Арктики, могучий Алтай, бархатный Крым, перламутровые вёсны Подмосковья, Карелия. Природа здесь всегда в движении, в полнокровном внутреннем дыхании, в трепете ее мощных сил. Художник не показывает пейзаж отвлеченно, созерцательно. Как и человеческая жизнь, он весь в движении, в ритмах ее состояний. 

Огромную зрительскую симпатию вызывали крымские работы живописца. Хочется отметить, что даже после Коровина и Куприна с удовольствием смотришь на крымские пейзажи и натюрморты Косьмина. Мастер дает им свое, ни на кого не похожее прочтение, радует чрезвычайным богатством палитры, романтической интонацией. 

На выставке также экспонировались в своем восточном великолепии произведения, посвященные Средней Азии. Кажется, что художник смешал краски с жарким степным ветром, звуками, солнечным светом.

Поражает глубина художественного обобщения, достигнутая автором, талант создания образа. Перед зрителем во всем богатстве представали знойная Средняя Азия, великолепный Крым, могучий Север. Передать в картине образ целого края, его народа и заставить зрителя волноваться, восхищаться вместе с автором — бесконечно сложная задача, и это бесценная грань в творчестве художника.

Диапазон экспозиции очень широк: портреты, пейзажи, жанровые произведения, натюрморты. Многолетний замысел воплощен в историко-философском цикле «На русской земле» (1990–2000), состоящем из пяти частей: «Сполохи над Россией», «Господи! Спаси их!», «Без права переписки», «Безымянные», «Возрождение».