ВДНХ не сразу строилась

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

18.12.2015

Над обликом знаменитой Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (а именно так ВДНХ называлась до 1959 года) трудились тысячи мастеров. Их вкладу посвящена экспозиция, открывшаяся в павильоне №1 («Центральный»). 

Несмотря на скромное название «Художники ВДНХ», здесь по-настоящему звездные имена: Александр Дейнека, Александр Самохвалов, Аркадий Пластов, Матвей Манизер, Георгий Мотовилов, Евгений Вучетич... Последний представлен несколькими скульптурами (одна из них — портрет Героя Социалистического Труда Назарали Ниязова — получила Сталинскую премию второй степени) и огромным горельефом, найденным в 2014-м и уже практически отреставрированным.

Выставка готовилась в сложной ситуации. Многие произведения не сохранились: облик павильонов, особенно в первые десятилетия, непрерывно менялся. Например, утрачены несколько панно Самохвалова, а также барельеф и фреска, созданные Александром Дейнекой. Пропала статуя Ленина, изготовленная Вучетичем для нынешнего павильона «Оптика». Нет больше рельефов Мотовилова, украшавших пилоны арки Северного (изначально — Главного) входа. В итоге в экспозиции преобладают эскизы. Например, можно полюбоваться карандашными рисунками Владимира Фаворского — рабочими картонами к плафону павильона «Поволжье». Еще одна редкость — наброски Александра Лабаса, неожиданно предстающего автором диорам. Он попал на ВСХВ благодаря Эль Лисицкому, занимавшему должность главного художника. Лабас придумал удивительные вещи на стыке разных искусств: со скульптурами, барельефами, витражами.

В тех случаях, когда эскизов не сохранилось, организаторы подобрали произведения, хронологически близкие первым десятилетиям работы выставочного комплекса. А главное, выполненные в рамках «большого стиля», который и позволил создать идеальное пространство будущего — ВДНХ.