Свобода печати

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

11.11.2015

Государственная Третьяковская галерея раскрывает секреты древнейшего вида гравюры — ксилографии. Благодаря упорству художников, создававших зеркально отображенные рисунки, а затем переносивших их на доски, читатели минувших веков могли наслаждаться книгами с иллюстрациями. Позднее эту технику потеснила фотомеханическая печать. На выставке «Материалы и техники гравюры. Ксилография» представлено около 500 произведений: работы зарубежных и отечественных художников минувших веков, а также эстампы современных авторов.

Идею проекта, как ни странно, подсказали зрители, постоянно мучавшие музейщиков вопросами, что же такое ксилография. Решили объяснить наглядно: в первом зале можно увидеть два стенда с гравировальными приспособлениями — стамесками, лупами. Кроме того, некоторые оттиски соседствуют с «заготовками»: досками или кусками линолеума. Последний, изобретенный на рубеже XIX–XX веков, дал толчок развитию так называемой линогравюры. Знаменитых авторов на выставке много: есть произведения Кандинского, листы из знаменитого военного альбома Ольги Розановой, шедевры книжной иллюстрации XX века от Дмитрия Бисти... Кроме того, можно проследить эволюцию ксилографии: от чуть грубоватой продольной гравюры (названной так потому, что доски резали вдоль волокон) до поперечной, впервые созданной в XVIII веке и позволявшей передать самые тонкие штрихи. И, конечно, здесь показана изысканная и яркая гравюра первой половины XX века, превратившаяся в искусство ради искусства. Скажем, Владимир Фалилеев создавал сочные цветные листы с изображением деревянных игрушек — гусара, пастуха, барыни с собачкой (1911). Многие, как Анна Остроумова-Лебедева («Зимка», 1900), стремились запечатлеть русский пейзаж. В результате гравюре удалось обрести второе дыхание: так что хоронить эту сложную технику пока рано.