Сказочная полоса России

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

22.10.2015

В Государственном Русском музее — ретроспектива блестящего пейзажиста Николая Ромадина, организованная при поддержке Фонда IN ARTIBUS. 

Этот классик XX века обладал совершенно особой, «чарующей» манерой. «Сын самарского слесаря», как писал о нем в очерке Константин Паустовский, мог бы так и остаться безвестным художником-самоучкой, однако победило природное упрямство. В бурные 1920-е Ромадин попал во ВХУТЕМАС, где учился у Кончаловского, Фалька и Машкова. Впрочем, куда ближе формалистических экспериментов ему оказались достижения «золотого» XIX века. Он и жанр выбрал что ни на есть «заезженный» — пейзаж. Многое перенял у сурового Михаила Нестерова: с одной стороны, глубоко современного автора, с другой — крепко связанного с русской реалистической школой.

На выставке представлено около 70 работ, часть из которых — малоизвестные. Здесь можно увидеть и ранние жанровые произведения: сюрприз для тех, кто знает Ромадина только как пейзажиста. Один из главных хитов — картина «Вид на зал Рембрандта в Эрмитаже» (1955). От пушистых заснеженных елей, сквозь которые видны освещенные окна музея, веет Рождеством. «Колдовство!» — так Паустовский охарактеризовал произведения художника. И действительно — в отношении Николая Михайловича к творчеству было нечто от мистерии. Он не делал предварительного рисунка: сразу писал красками, в живой, импрессионистической манере, словно полагаясь на провидение. В поисках красивых видов (а больше всего его привлекала среднерусская природа) ездил по стране. Паустовский вспоминал: «Ромадина трудно увидеть в Москве. Он всегда в скитаниях то по Керженцу, то по Волге, то по каким-то только ему одному известным посадам, то в непролазных дебрях. Он подолгу живет на лесных кордонах, на волжских пристанях-дебаркадерах, где-нибудь под Костромой или Хвалынском». И еще одно ценное наблюдение, проливающее свет на сказочные картины художника: «Этот немногословный человек с цепкими глазами и неожиданной детской улыбкой обладает редкими и своеобразными знаниями. Он знает, где можно найти самый густой иней, где растут самые могучие ели в стране, какие краски нужны для речного ветра и какие для дождя в сумерках. Если бы он написал обо всем этом, то получилась бы книга увлекательная и не похожая ни на что в литературе». Но, увы подобный труд так и не был создан. Возможно, потому, что Ромадин, обладатель Сталинской и Ленинской премий, уже сказал все, что хотел, — с помощью красок и холста.