Красный Пиранези

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

24.09.2015

Музей современного искусства «Эрарта» в Санкт-Петербурге представляет проект, посвященный одному из наиболее любопытных — и, к сожалению, почти забытых — советских архитекторов. «Яков Чернихов. «Коды геометрии» — это более 170 произведений мастера, к которому в исследовательской литературе приклеилось прозвище «Пиранези конструктивизма». 

Действительно, работы нашего соотечественника чем-то напоминают фантазийные произведения итальянского графика XVIII века. Последний прославился серией гравюр с изображениями гигантских тюрем — причудливых, со множеством странных архитектурных деталей, крайне мрачных. Чернихов, однако, работал в несколько ином ключе: он творил «архитектуру железобетона». Как и многие современники, художник был увлечен новыми технологиями, дававшими возможность для экспериментов с формой.

Многие его фантазии так и остались на бумаге. Из реализованных проектов можно вспомнить канатный цех с водонапорной башней завода «Красный Гвоздильщик» (1931). Нередко графические произведения использовались им в методических целях: Чернихов преподавал в архитектурных вузах и постоянно придумывал новые способы обучения. В частности, прививал студентам мысль, что, занимаясь проблемами формы, не стоит слишком привязываться к реальности.

Самый известный его цикл — грандиозные «Дворцы коммунизма»: немыслимые сооружения, где под привычными архитектурными элементами скрывается новое понимание конструкции. Конечно, интересно было бы посмотреть на воплощение какого-либо из этих замыслов, но увы... В целом успешный в профессии, Чернихов всегда оставался одиночкой и не примыкал к архитектурным группировкам. Так и не увидевший реализованными созданные им проекты коммунистического рая, он все-таки вошел в историю архитектуры, занимая в ней — пусть и обособленное — но далеко не последнее место.