Модная революция

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

11.09.2015

Мультимедиа Арт Музей предлагает окунуться в золотую эпоху XX века и насладиться «ревущими двадцатыми» и прошедшими под знаком ар-деко тридцатыми. «Эдвард Штайхен в высокой моде: годы сотрудничества с Condé Nast. 1923–1937» — это рассказ о человеке, совершившем революцию в модной съемке и вдохновившем множество классиков фотографии, в том числе Ричарда Аведона.

Штайхен, родившийся в крошечном Люксембурге, сделал головокружительную карьеру в США. В 1923 году он стал главным фотографом двух журналов — Vogue и Vanity Fair. Бывший художник, некогда увлекавшийся импрессионизмом, сумел превратить модную съемку в искусство. Его модели — красивые, холеные, в немыслимых туалетах — выглядят как небожительницы. Их имена зрителю не скажут ничего. За исключением, может быть, Ли Миллер — ассистентки Мана Рэя и подруги Кокто и Пикассо, которая впоследствии стала военным корреспондентом и членом агентства «Магнум».

Портретные съемки знаменитостей удавались Штайхену не хуже: он умел «вытащить» из человека характер. Уинстон Черчилль на его фото суров (1932), княгиня Юсупова — печальна и холодна (1924), Марлен Дитрих (1935) — неприступна... Кроме того, зрителей ждет встреча с неожиданно беззащитной Гретой Гарбо (1929), молоденькой танцовщицей Мартой Грэм (1933), актрисой немого кино Луизой Брукс (1928), певцом Морисом Шевалье (1930) и многими другими. 

Штайхен недаром ел свой хлеб: модели на фотографиях ослепительно красивы. Какими техническими средствами ему удавалось создать идеальную картинку — загадка, однако ретушь, если и была, нынешнему зрителю совершенно незаметна. В творчестве мастера удивительно переплелись наивность ранней фотографии и приемы, характерные для современного глянца. Но при этом черно-белый мир Штайхена уверенно даст любому из нынешних журналов сто очков вперед.