Ахломов и Другой

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

06.08.2015

В «Фотоцентре» на Гоголевском бульваре — совместная выставка советского классика Виктора Ахломова и мастера из Палермо Габриеле Лентини «Русский — в Италии, итальянец — в России». Подобный опыт сотрудничества для них отнюдь не первый. В 2011 году фотографы уже представляли в Италии экспозицию «Русская перспектива», целиком посвященную нашей стране. Идею нынешней выставки придумал заслуженный известинец Виктор Ахломов: показать Россию и Италию глазами иностранца — Другого.

Здесь не так много кадров: всего 80 штук. Работы гранда Виктора Ахломова, одного из самых солнечных мастеров советской фотографии, датируются преимущественно 1960–1980-ми годами. Его Италия — знойная, чувственная, винтажная, очень религиозная и невозможно красивая — напоминает фильмы неореалистов. На снимках, сделанных в Риме, Милане, Венеции, Неаполе, по музеям бродят туристы, дети гоняют мяч, стильно одетая старушка эмоционально разговаривает со священником. И все это — в фирменном стиле советского классика, четырехкратного лауреата премии World Press Photo: мягко, с юмором и, конечно, с любовью к своим героям.

— Виктор — великий мастер, — рассказывает его коллега Габриеле Лентини. — Скажем, некоторые кадры сделаны, когда я еще не родился, в 1961 году. С одной стороны, это неизвестная мне Италия, и в то же время — ее вечная, неизменная суть. Кажется, Виктору удалось запечатлеть душу моей страны.

Сам Лентини работает в России уже двенадцать лет, снимая для российских агентств и журнала National Geographic. Как вспоминает фотограф, поначалу он думал, что оказался в наших краях случайно, но потом понял: судьба. И полюбил Россию так сильно, что теперь, рассказывая о ней, смеется: «Лучше остановите, а то проговорю еще несколько часов».

— Мне очень нравится, что русские гордятся своей страной, — отмечает Лентини. — В первый раз, когда я оказался здесь, испытал шок. Понял, в Европе почти ничего не знают о жизни в России. Так началось путешествие, которое продолжается до сих пор. В прошлом году в декабре ездил в Якутию. Какая была погода? Да всего лишь минус 50. Мне кажется, сердце России — именно там, где по-настоящему холодно.

За плечами, как рассказывает Габриеле, много командировок. Бурятия, где он жил в шаманском монастыре, Татарстан, Удмуртия. Мечтает увидеть Байкал, а также поехать на Чукотку. Его фотографии — взгляд не иностранца, но полюбившего вторую родину фотохудожника. Общее с Ахломовым — деликатное, уважительное отношение к персонажам, будь то протестующие на митинге или одинокая старушка, торгующая на блошином рынке. Снимать не разумом, но инстинктом, оставаясь верным себе и не стремясь к дешевой популярности, — вот главный секрет.