Искусство собирать

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

31.07.2015

В ГМИИ им. А.С. Пушкина — выставка «Русское искусство XIX–XX веков из собрания А.Н. Володчинского». Как следует из биографической справки, поначалу автор коллекции интересовался импрессионистами и художниками группы «Бубновый валет», однако в итоге отдал предпочтение жанровым работам отечественных живописцев. В нынешней ситуации, когда принято покупать contemporary art, этот выбор кажется весьма необычным.

Центральное место на выставке занимают работы братьев Маковских: под них отведен целый зал. Константин Егорович, один из самых модных портретистов своего времени, представлен изображением очаровательной женской головки («Портрет темноволосой красавицы»). С творчеством Владимира Маковского можно познакомиться более подробно: здесь несколько работ, на каждой из которых — комичная или остросоциальная сценка. Скажем, полотно, названное «Деспот семьи. В мастерской художника» (1893), полно самоиронии: живописец, взобравшийся на стремянку, командует домочадцами, позирующими для картины. Досталось и нашему брату журналисту: в работе «Интервью» (1901) Маковский изобразил подобострастно согнувшегося хроникера и его глупого напыщенного собеседника. Подобно передвижникам, художник не забывал о народной теме. На картине «Увлеклись» (1910) светловолосые крестьянские дети с кроткими лицами внимательно разглядывают журнальную иллюстрацию. И все это, как и у Константина Егоровича, написано сочно, ярко, живо: братьев отличала хорошая, «старорежимная» школа.

Кроме Маковских, на выставке еще немало любопытного. Любители Репина обнаружат два мужских портрета, а также один женский — жены художника. Поклонники Коровина порадуются удивительному по краскам «Летнему пейзажу» (1921): сочетание охристо-желтой травы и нежно-голубого с лиловыми облаками неба способно вогнать чувствительного зрителя в экстаз. Кроме того, есть Верещагин не в ипостаси баталиста — со снежно-белым видом Москвы. А также авторский вариант «Витязя на распутье» Виктора Васнецова и величественный «Плач Ярославны» (1880) Василия Перова. Добавьте к этому художников первой половины XX века — Сомова, Кустодиева, Юона, даже Дейнеку — и получится выставка, которую наверняка захочется посмотреть еще раз.