Негатив и позитив

Александр ПАНОВ

13.10.2012

В «Мультимедиа Арт Музее, Москва» на Остоженке открылась выставка «Россия. XX век в фотографиях: 1918-1940» — иллюстрация ко второй части сложнейшего проекта «Фотоархивация российской истории», придуманного несколько лет назад, когда МАММ был еще МДФ, музеем «Московский Дом фотографии». 

«Фотоархивация» — серия выставок, работы для которых предоставляют и музеи, и госархивы, и частные коллекционеры. Она включает в себя капитальный четырехтомник. В ознаменование выхода второго тома и устроена нынешняя выставка. Это еще и открытие интернет-портала, архив которого всякий желающий может дополнить собственными подношениями.

Всё про русский XX век, порой бессмысленный, зачастую беспощадный, триумфальный и печальный до нескончаемой горечи, иногда вызывающий очистительный смех. От расстановки акцентов отказались, ограничившись на выставках визуальными сближениями снимков классиков советской фотографии и анонимов, в книгах — делением работ по четырехлетиям и академическими, сухими комментариями в конце, а на портале для удобства пользователя разделяя бесконечный материал по простым тематическим разделам вроде «Транспорт», «Архитектура», «Мода» и так далее.

Красота Зинаиды Райх сочетается здесь с вышколенными лицами из фотоальбома «Военная жизнь броневого дивизиона отдельной дивизии особого назначения им. Феликса Дзержинского при коллегии ОГПУ». Страшные снимки сноса храмов. И тут же неизвестный фотограф фиксирует монтаж скульптуры Веры Мухиной «Рабочий и колхозница».

Вспоминается: «Мы диалектику учили не по Гегелю» — единство и борьба противоположностей наличествуют зримо. Эйзенштейн, развалившийся на парижском коврике, и Кренкель, поднимающий флаг на Северном полюсе, — части одной страны. Мы в ней живем.