Строгий Питер, сочная Москва

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

05.06.2015

Отношениям Москвы и Санкт-Петербурга посвящено немало шуток городского фольклора: как правильно говорить — бордюр или поребрик? И что вкуснее — шаурма или шаверма? Своеобразный спор, длящийся почти сто лет, существует и между живописными школами — московской и ленинградской. Примирить художников двух городов, а также показать преемственность поколений предлагает выставка «Две столицы» во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.

Здесь около двухсот произведений грандов отечественной живописи и молодых мастеров. Москвичи представлены достойно: охристые, монохромные, но при этом выразительные, почти скульптурные крестьянские портреты, выполненные Аркадием Пластовым. Теплые лиричные пейзажи Валентина Сидорова. Пронзительное полотно братьев Ткачевых, посвященное Великой Отечественной («Память народная», 2014). Яркие, немного декоративные работы Дмитрия Жилинского и более сдержанные — представителя «сурового стиля» Виктора Попкова... Основное отличие московской школы — цвет: более сочный и жизнерадостный, чем у петербуржцев. Именно колористические решения ставятся во главу угла — в то время, как рисунком традиционно лучше владеют художники из города на Неве.

Ленинградцы-петербуржцы тоже не оплошали: в экспозицию включена работа Анатолия Левитина («Этюд к портрету С. Коленкова», 1976), меланхоличный пейзаж Алексея Грицая («Апрель у пруда», 1981). Сдержанные, прозрачные, чуть дрожащие изображения — как на картинах представителя молодого поколения Александра Злобина — одна из главных примет ленинградской школы. Впрочем, подобные определения не так уж важны. Ведь мастеров двух столиц объединяет главное — верность русской живописной традиции.