15.05.2015
Сегодня в Москву приехал один из шедевров — «Царство Флоры» Николы Пуссена (1630–1631), которому и посвящена камерная экспозиция. Картина французского художника — своеобразная трактовка «Метаморфоз» Овидия. Здесь можно увидеть и Аполлона, несущегося по небу в квадриге, и Нарцисса, любующегося на свое отражение, и обнаженного Аякса, героя Троянской войны. Большинство персонажей изображены умирающими и в то же время превращающимися в прекрасные цветы. Так Пуссен обозначил вечный круг: умирание и возрождение.
12 мая выставку посетил министр культуры Владимир Мединский, которого сопровождала президент музея Ирина Антонова. Ирина Александровна рассказала о подвиге советских солдат:
— Немцы начали прятать сокровища Дрездена еще в 1938 году, когда галерея была закрыта для посещения. Ее коллекция включает много хрестоматийных вещей: «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля, «Спящую Венеру» Джорджоне, «Девушку, читающую письмо» Вермера. Советские войска, вошедшие в город, обнаружили документы — расположения тайников. Их было более пятидесяти: сырые, часто неприспособленные помещения. Спасенные произведения — всего 750 картин — хранились в нашем музее десять лет. Многие были отреставрированы. То, что коллекцию Дрезденской галереи затем вернули ГДР, беспрецедентный акт. Греческий мрамор из Парфенона до сих пор находится в Британском музее.
Владимир Мединский подтвердил, что задача выставки — напомнить об уникальной заботе о культурных ценностях. А также высказался о страшной бомбардировке Дрездена:
— Как говорил Уинстон Черчилль: «Мы должны показать русским, на что способны британские ВВС». По договору союзники собирались уничтожить лишь железнодорожный вокзал. А получился акт устрашения Советского Союза — как и бомбардировки американцами Хиросимы и Нагасаки.
Зато советские власти проявили гуманизм к побежденным. И этот шаг, несмотря ни на что, и сегодня выглядит единственно верным.