23.11.2018
«У третьего окна от парадного подъезда железнодорожного клуба Ипполит Матвеевич остановился. Зеркальные окна нового здания жемчужно серели в свете подступавшего утра. В сыром воздухе звучали глуховатые голоса маневровых паровозов. Ипполит Матвеевич ловко вскарабкался на карниз, толкнул раму и бесшумно прыгнул в коридор», — эти строки трагикомического финала (Киса подбирается к последнему искомому стулу), вероятно, никогда бы не появились, если бы не были основаны на реальных событиях.
Дело в том, что прототипом «гиганта мысли, отца русской демократии» послужила фигура богатейшего купца Николая Стахеева. По распространенной версии, «барин» действительно вернулся в Россию из Парижа, чтобы забрать из тайника в своем бывшем особняке на Новой Басманной спрятанные там сокровища. Но был схвачен сотрудниками ГПУ и оказался вынужден отдать драгоценности властям. На часть экспроприированных у Стахеева средств, по проекту Алексея Щусева, как раз и был построен клуб, носящий теперь название «Центральный дом культуры железнодорожников» (ЦДКЖ).
Он расположен на Комсомольской площади и хорошо знаком многим москвичам не только благодаря бессмертному произведению Ильфа и Петрова.
В разные годы здесь нередко выступали Клавдия Шульженко, Леонид Утесов, Аркадий Райкин и многие другие (всех не перечесть) звезды советской и российской эстрады. Ансамбль песни и пляски Дворца культуры железнодорожников (КОР переименовали в 1935-м) создавал великий Александр Александров, а после него этот коллектив несколько лет возглавлял не менее знаменитый Исаак Дунаевский. Организацию местного джаз-оркестра тогда же, в 1930-е, взял на себя лично Утесов, а спустя десятки лет, 14 мая 1974 года, на сцене ЦДКЖ дебютировала в качестве солистки та, которую сегодня величают на российском ТВ Примадонной.
В наши дни сцена Дома культуры в основном используется для театральных постановок. Список выступающих на ней артистов, как и прежде, впечатляет.
Фото на анонсе: PHOTOXPRESS