Сериальное рабство

Сергей ГРОМОВ

14.10.2018

30 лет назад, 16 октября 1988-го, в СССР состоялась телепремьера «Рабыни Изауры». Это был первый опыт знакомства нашего зрителя с «мыльной оперой». Вспоминая тот дебют, СМИ непременно отмечают: во время показа сериала улицы пустели, лавинообразно росло число нарушителей трудовой дисциплины, покидавших рабочие места ради приобщения к «телевизионному чуду». Чуть позже именами главных персонажей наиболее впечатлительные родители стали одаривать новорожденных, а любители животных называть питомцев; дети играли в «Рабыню Изауру» в песочницах, а взрослые обсуждали перипетии долгоиграющего сюжета в курилках, на лавочках у подъезда и семейных торжествах.

Впрочем, с огромным успехом эта «опера» прошла не только в Советском Союзе, ее с интересом смотрели более чем в 150 странах. «Рабыня...» стала самым известным бразильским сериалом в мире.

Можно ли считать эффект, произведенный этой «мыльной оперой» у нас, в чем-то уникальным? Пожалуй, да. Мы тогда переживали эпоху перемен. Драматическая история бедной, бесправной, далекой девушки в какой-то мере отвлекала от собственных проблем, бытовых и социальных. С другой стороны, с такими — по длительности, непритязательности, национальной экзотике — многосерийными фильмами наш зритель раньше не сталкивался, а соприкоснувшись, сразу же полюбил — и за динамику, и за простую мораль, и за очень четкое различение добра и зла. Сказка была ложью, но намеков хватило с лихвой.  

В дальнейшем Изауру в «массовом сознании» потеснили Марианна из «Богатых», которые «тоже плачут», «Просто Мария», большой, далеко не всегда дружный коллектив из «Санта-Барбары», «Дикая Роза»...

Сегодня мир сериалов существенно богаче и разнообразнее. В нем и российская продукция отвоевала приличную нишу. Но «Изаура», как первая любовь, в памяти поклонников жанра занимает совершенно особое место.