Рыбаков Мудрый

Сергей ГРОМОВ

01.06.2018

110 лет назад, 3 июня 1908 года, родился Борис Рыбаков, один из столпов отечественной исторической науки второй половины XX века, ученый, получивший от советского правительства все возможные виды высших государственных наград — от Сталинской премии I степени (1949) до орденов Ленина и Золотой Звезды Героя Социалистического Труда (1978); академик АН СССР, руководитель Института истории материальной культуры (археологии) с 1956-го по 1987-й.

Перечисленные регалии, надо полагать, немало способствовали тому, чтобы их обладатель считался непререкаемым авторитетом в своих областях. Но те же обстоятельства стали главной причиной всевозможных наветов, когда распался Советский Союз и наше научное сообщество решило скопом пересмотреть «вредные концепции».  

Чтобы лучше понять масштаб личности Рыбакова, следует, пожалуй, рассуждать от противного. В новейшие времена его обвиняли в дилетантизме и фантазерстве, тенденциозных подходах и волюнтаристских натяжках, политическом конформизме и административном диктате. Если постараться вникнуть в суть работ академика, то выясняется, что недочеты в трудах Рыбакова, похоже, были, однако они ничто по сравнению с масштабом исследований. Ради них он не только досконально изучил теоретические труды предшественников, но и лично, на практике, в походах и экспедициях поверял гармонию красивых гипотез алгеброй долгих, изнурительных раскопок.

Его труды «Ремесло Древней Руси» (1948), «Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи» (1963), «Русское прикладное искусство X–XIII веков» (1971), «Слово о полку Игореве» и его современники» (1971), «Русские карты Московии XV — начала XVI века» (1974), «Геродотова Скифия. Историко-географический анализ» (1979), «Язычество древних славян» (1981), «Язычество Древней Руси» (1987) и другие — несомненная научная классика. Благодаря этим книгам мы знаем, что, к примеру, Гегель, называвший славян «неисторическим народом», был в корне неправ, а те, кто утверждает, что русские своим государством и всеми его атрибутами обязаны норманнам, заблуждаются.

Сегодня к Рыбакову относятся спокойно. Его не превозносят, прощая все, но и не шельмуют — показательный пример того, что историческая справедливость рано или поздно торжествует.



Фото на анонсе: Анатолий Морковкин/Фотохроника ТАСС