Заблудшая опера

Сергей ГРОМОВ

02.03.2018

165 лет назад, 6 марта 1853 года, в венецианском театре «Ла Фениче» состоялась премьера «Травиаты». Как это часто случается с признанными шедеврами, произведение Джузеппе Верди, созданное по мотивам романа Дюма-сына «Дама с камелиями», поначалу было встречено зрителями прохладно. Однако впоследствии мелодрама о парижской куртизанке недостатка в бурных овациях и восторженных откликах не испытывала.

У нас эта опера навсегда «прописалась» еще в середине XIX века, когда ее ставили и показывали исключительно итальянцы, в ту пору царившие на русской сцене практически безраздельно.

Любопытно, что Петр Ильич Чайковский, с нескрываемым пиететом относившийся к «гениальному старцу Верди», некоторые его вещи, мягко говоря, недолюбливал. Изнывая от скуки во Флоренции в начале 1878-го, корифей жаловался Надежде фон Мекк: «Музыки здесь вовсе нет. Оба оперных театра закрыты, и это для меня большое лишение. Иногда до того хочется послушать музыки, что обрадовался бы всякому «Трубадуру» и «Травиате». Но даже и этого не услышишь». Впрочем, такое отношение было обусловлено, скорее всего, тем, что спектаклями о женщинах «со сложной судьбой» современную ему публику изрядно перекормили, а ведь далеко не каждый меломан способен долго терпеть надоедливое однообразие моды.

Сегодня «Травиата» входит в тройку самых известных опер в мире, и эту популярность невозможно списать на сиюминутные предпочтения публики. Не менее показательно и то, что в честь ее главной героини — той самой несчастной, больной, отвергнутой обществом молодой женщины — был назван в начале XX века знаменитый астероид. Партию Виолетты считали за честь исполнять лучшие сопрано мира: Мария Каллас и Монтсеррат Кабалье, Елизавета Шумская и Галина Вишневская, Джоан Сазерленд и Анна Нетребко. Не меньше впечатляет и представительство выдающихся теноров в истории оперы: Иван Козловский, Сергей Лемешев, Владимир Атлантов, Лучано Паваротти, Николай Гедда...

«Травиата» — неизменная часть репертуара тысяч театров по всему свету, и вряд ли творению Верди в ближайшие годы суждено кануть в небытие.