«Её пугала борода...»

Сергей ГРОМОВ

08.12.2017

175 лет назад, 9 декабря 1842 года, в Большом театре Санкт-Петербурга состоялся премьерный показ, наверное, самого популярного в России классического музыкального произведения — оперы Михаила Глинки «Руслан и Людмила».

Премьера успехом не увенчалась. Прежде всего потому, что партию Ратмира неудачно исполнила экстренно заменившая больную контральтистку Анну Петрову однофамилица-дебютантка. Фиаско Михаил Иванович, бывший человеком самокритичным, описал так: «Первый акт прошел довольно благополучно. Второй... также недурно, за исключением хора в голове. В третьем акте Петрова-воспитанница оказалась весьма слабою, и публика заметно охладела. Четвертый акт не произвел эффекта, которого ожидали. В конце же 5-го действия императорская фамилия уехала из театра. Когда опустили занавес, начали меня вызывать, но аплодировали очень недружно, между тем усердно шикали». Произведение Глинки, как писали позже, опередило свое время, и реакция публики была связана еще и с тем, что композитор смело отошел от канонов итальянской и французской школ.

История создания и триумфального шествия «Руслана...» изобилует знаменательными фактами. Участие в работе над либретто вполне мог принять Пушкин. Однако автор литературного первоисточника, чрезвычайно высоко оценивший предыдущую постановку Глинки — «Жизнь за царя» и успевший ознакомиться с его новым замыслом, погиб на дуэли — именно тогда, когда композитор собрался работать над следующей оперой.

А в 1859 году при пожаре в Мариинском театре сгорел единственный экземпляр оригинальной партитуры. Ее восстанавливали талантливые последователи Михаила Ивановича — Николай Римский-Корсаков, Милий Балакирев и Анатолий Лядов. Нельзя не отметить, что «Руслан и Людмила» — первый оперный спектакль, поставленный на отечественной сцене после Октябрьской революции. Его показывали в Мариинском театре 9 декабря 1917 года (хореографом был Михаил Фокин, в роли Фарлафа всем запомнился Федор Шаляпин).


Иллюстрация на анонсе: И. Билибин. Замок Наины. 
Эскиз декораций к опере Михаила Глинки «Руслан и Людмила». 1900