Нижегородский феномен

Сергей ГРОМОВ

14.07.2017

195 лет назад, 15 июля 1822 года, открылась легендарная Нижегородская ярмарка, самая крупная в дореволюционной России. И хотя означенная дата относится к юлианскому календарю, разницей в стилях летоисчисления можно пренебречь. День рождения торжища до сих пор отмечается именно 15-го. 

Зачем государству стоит тратить деньги на строительство ярмарочного комплекса, его архитектор Августин Бетанкур объяснял так:

«Самая поразительная выгода сего местоположения состоит в том, что можно воспользоваться временем внутреннего судоходства и отправить товары в обе столицы...  и за границу... Возвышая землю, назначенную под лавки гостиного двора, вместе с тем и рылись бы каналы, которые составят из сего места маленькую Венецию». 

С середины июля по сентябрь Нижний Новгород становился центром экономической жизни империи, здесь устанавливались цены на основные для России товары, проводился смотр достижений народного хозяйства. 

В 1896 году ярмарка послужила местом проведения знаменитой XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки. 

Последний факт не случаен и отражает удивительный по нынешним меркам феномен. Казалось бы, рыночная экономика, когда «всяк суетится, лжет за двух, и всюду меркантильный дух», и высокое искусство трудно сочетаются друг с другом. Однако торжище в Нижнем Новгороде являло собой обратный пример. В его залах блистали корифеи драматического театра и балета, лучшие отечественные и зарубежные оперные певцы, включая Федора Шаляпина, а также выставляли свои шедевры гении живописи. Молодой нижегородец Милий Балакирев, которому предстояло стать главой «Могучей кучки», с успехом выступал в Главном ярмарочном доме.

Не повезло, пожалуй, только Михаилу Врубелю. Его работы, представленные на XVI Выставке, любители живописи сочли неудачными. Но то было исключение из правила.