Сносить нельзя сохранить. Градозащитники просят мэра Москвы остановить снос церковных зданий

Татьяна ФИЛИППОВА

17.08.2021

Сносить нельзя сохранить. Градозащитники просят мэра Москвы остановить снос церковных зданий

16 августа представители Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры и Общественного движения «Архнадзор» обратились к Сергею Собянину с открытым письмом. Поводом стал снос церкви Святого Трифона, остановленный активистами.

В обращении к мэру Москвы градозащитники напоминают, что это уже второй снос церковного здания за полгода: в начале марта по заказу Бауманского университета был снесен домовый храм Св. Александра Невского при Училище имени принца Ольденбургского в Бригадирском переулке, 12.

Церковь Святого Трифона на Подольском шоссе, 3, которая была домовым храмом Убежища Общества призрения слепых мужчин, построенного в 1913 году, предполагают снести ради строительства клубного дома, заказчик сноса — ООО «Строймаркет и Ко».

Авторы открытого письма пишут, что снос удалось приостановить благодаря вмешательству представителей общественных и религиозных организаций Москвы, но гарантий, что он не возобновится, нет, поскольку здание находится в частной собственности и не имеет статуса объекта культурного наследия.

«К сожалению, многие здания и помещения исторических церквей Москвы, входившие в состав медицинских, учебных и благотворительных сооружений, не имеют охранного статуса, а их былое назначение не учитывается ни при проектировании нового строительства, ни при принятии решений о сносе, ни при сделках купли-продажи недвижимости», — говорится в письме.

Градозащитники предлагают мэру составить реестр сохранившихся зданий таких храмов и гарантировать их сохранность на уровне закона города Москвы, напоминая, что снос бывших церквей вызывает негативный общественный резонанс.

По просьбе «Культуры» ситуацию прокомментировал один из авторов открытого письма, координатор Общественного движения «Архнадзор» Рустам Рахматуллин:

— Мы пишем, что были потрясены, когда в марте было снесено Училище имени принца Ольденбургского с бывшей церковью Александра Невского. Невозможно вспомнить, чтобы в последние три десятилетия посягали на церковное здание, независимо от охранного статуса. Было впечатление, может быть, наивное, что такой снос просто табуирован. Оказывается, нет.

Домовые храмы могут быть не выражены в пространстве — например, церковь Александра Невского в здании училища потеряла свой фасадный знак, который можно увидеть на старых фотографиях в наших материалах, связанных со сносом для Бауманского университета.

А церковь Святого Трифона выделена в объеме, она выступает вперед и у нее своя архитектура, отличающаяся от остального здания. И тем не менее она находится в частных руках и не воспринимается как храм. Тут можно упрекнуть застройщика, но прежде всего следует упрекать городские власти в лице Департамента культурного наследия, который в таких случаях выдает застройщику свои справки. Специалисты департамента могут ограничиться сообщением, что здание не является памятником, а могут подойти к делу всерьез, предупредив, что возникает резонансный случай, чреватый общественным возмущением. По-видимому, департамент пошел первым путем.

— Как то или иное здание попадает под охрану? Почему одни памятники истории и культуры закон охраняет, а другие — нет?

— По закону, постановка на охрану строится от народной инициативы или инициативы специалистов. В этом смысле она имеет недостаточно системный характер. Когда речь идет о церковных зданиях, специалист может пройти мимо, полагая, что либо здание давно стоит на охране, либо не стоит, но ему ничего не грозит. И то и другое может оказаться заблуждением.

По нашему наблюдению, где-то в мае 2019 года правительство Москвы негласно решило прекратить выявление памятников. Не принимать заявки от граждан, отказывая либо до трех раз по форме, либо по существу. Мы сталкиваемся с этим на протяжении двух лет, особенно часто в 2020 году, и такая политика приводит к тому, что энтузиазм заявителей падает, потому что подготовка заявки — серьезная работа, в сущности, целое научное исследование. При таком отношении выявить памятники очень сложно, поэтому мы и предлагаем сейчас пойти другим путем — провести общую ревизию церковных зданий, оказавшихся вне охраны, и просто наложить табу на их снос на уровне доброй воли. Все такие здания нужно собрать в список, который будет находиться под рукой у тех, кто принимает градостроительные решения. Одновременно нужно ускорять процесс выявления памятников, но на это должна быть добрая воля мэрии, а ее нет.

Фото: www.facebook.com, www.moseparh.ru.