Никольское-Урюпино ждет решения своей судьбы

Татьяна ФИЛИППОВА

08.07.2020

Ольга Любимова пообещала взять под контроль реставрационные работы в подмосковной усадьбе Никольское-Урюпино. Ожидается, что решение восстановить Белый домик, который искусствоведы прозвали подмосковным Трианоном, должно быть принято в ближайшие недели.

Судьба усадьбы Никольское-Урюпино печальна, особенно по сравнению с расположенным неподалеку, всего в шести километрах, Архангельским. Обе усадьбы принадлежали Голицыным, усадебные дома строились по проекту одного и того же французского архитектора, Жака-Жакоба Герна (на подлиннике архитектурного чертежа Большого дворца в Архангельском стоит его подпись, историки полагают, что чертежи Белого домика князь Николай Алексеевич Голицын получил от архитектора примерно в то же время). После смерти хозяина усадьба Архангельское была продана Юсуповым, а Никольское-Урюпино за все годы своего существования ни разу не меняло владельцев. Голицыны жили здесь и после революции и даже получили у наркома просвещения Луначарского охранную грамоту на дом и флигель, подтверждающую, что все имущество является частью музея и не подлежит конфискации. В 1929 году музей дворянского быта был закрыт и расформирован, а его коллекция распределена по другим усадьбам. Прекрасные сфинксы с женскими головами, которые охраняют одно из крылец Архангельского дворца, привезены из Никольского-Урюпина.

Тридцатые годы принесли усадьбе новые перемены — она была передана в руки военным. Пейзажный парк превратился в полигон Военно-инженерной академии имени Куйбышева: в парке был устроен плац и фортификационные сооружения, а в Большом доме — лаборатории и опытные цехи. Все усадебные постройки погибли — сейчас в густых зарослях можно отыскать лишь остатки двух флигелей, кухонного и камергерского. Но Белый домик, построенный в стиле французского классицизма эпохи Людовика XVI, одноэтажный, с изящной внешней и внутренней отделкой, каким-то чудом сохранился.

В фильме Николая Губенко «И жизнь, и слезы, и любовь», который вышел на экраны в 1983 году и снимался в Никольском-Урюпино, можно увидеть и белоснежную колоннаду перед главным входом, и ровный зеленый луг перед Белым домиком — сейчас на этом месте огромная гора мусора, поросшая травой. В нескольких кадрах видны и фрески по рисункам Буше, которыми украшены стены и двери. Говорят, правда, что после съемок дверей в усадьбе стало меньше и какие-то из них позже всплыли на московском антикварном рынке. Но главные испытания ждали усадьбу впереди.

В начале девяностых годов Никольское-Урюпино перевели с баланса Министерства обороны на баланс Комитета по культуре Московской области, и началась череда бедствий, которые и привели здание в его нынешний вид. Один из первых арендаторов, Владимир Брынцалов, пообещал провести необходимые реставрационные работы и расчистку парка, но ничего не сделал, лишь перевел усадьбу с федерального уровня охраны на региональный. Следующий арендатор, ЗАО «Историко-архитектурный комплекс «Никольское-Урюпино», нанес комплексу такой ущерб, что восстановить его в прежнем виде уже невозможно. Главный дом в 2004 году сгорел, а в Белом домике был начат чудовищный ремонт, в ходе которого разрушены изразцовые печи восемнадцатого века, деревянные полы заменены на бетонные, с внешних стен сбита вся штукатурка.

Сейчас чудесный белый павильон почти полностью разрушен. Две колонны упали и были разобраны, старинный кирпич брошен на дорогу вместо гравия. Французского регулярного парка перед домом больше нет, аллеи заросли, беседка на острове посреди рукотворного пруда давно исчезла, но дом с чудесными гризайлями на фасаде, от которых остались лишь тени, все еще стоит, и недавно в его истории появилась новая страница.

Минувшей весной инициативная группа местных жителей написала министру культуры Ольге Любимовой письмо с просьбой обратить внимание на погибающую усадьбу. Министр приехала в Никольское-Урюпино в конце мая и пообещала взять восстановление Белого домика под свой контроль. На просьбу «Культуры» пояснить, что именно планируется сделать, провести консервацию или полноценные реставрационные работы, в Министерстве культуры ответить не смогли.

В начале июня в Москве и Московской области начались проливные дожди, и николо-урюпинцы решились на еще один отчаянный шаг: объявили сбор средств на временную крышу для здания, которое после первого же ливня было залито водой.

«Мы поняли, что нам нужно что-то сделать, — рассказывает один из лидеров инициативной группы Николай Петров, — потому что Ольга Любимова сказала, что пройдет не меньше двух месяцев, когда что-то сдвинется. После первого ливня мы полезли на чердак — вычерпывать воду, и поняли, что еще два-три таких дождя, и остатки росписей просто смоет». Денег неожиданно собрали даже больше, чем рассчитывали, удалось не только закрыть дом от дождей пленкой, но и организовать серию субботников, чтобы очистить от мусора дом и парк.

«Люди с удовольствием приходят помогать, — объясняет художник Сергей Лошаков, еще один житель Николо-Урюпино. — Потому что мерзость запустения, которая здесь устроена искусственно, в людях вызывает внутренний протест. Мы не хотим так жить».

В июне в усадьбе прошло уже несколько субботников, на которые приезжают люди не только из Красногорска, но и из Москвы, потому что о печальном положении подмосковного Трианона помнят многие, и у всех возникает вопрос: что дальше? После консервации усадьбу, скорее всего, выставят на аукцион. Что будет с ней после того, как она перейдет в частную собственность?

«Пусть даже ресторан, — соглашается Николай Петров. — Тут великолепные подвалы, можно разместить кухню. Главное, чтобы на этом месте не появилась загородная резиденция с частным доступом. Может прийти собственник, который поставит здесь забор с колючей проволокой. Нам бы этого очень не хотелось».

Татьяна Виноградова, местный житель и директор фонда «Неотчуждаемое», хотела бы открыть в Белом домике детскую школу искусств. «Это здание точно не будет пустовать, но нужен хороший инвестор», — сказала она «Культуре». Свою часть работы николо-урюпинцы выполнили: вывезли из усадьбы 85 кубов мусора, почистили парк и теперь ждут подрядчика Минкульта, чтобы узнать о сроках и деталях проекта консервации. «Культура» будет следить за развитием событий.