Казачий маэстро

Наталья ПУГИНА

23.10.2014

50-летие творческой деятельности художественного руководителя и главного дирижера Государственного академического ордена Дружбы народов Кубанского казачьего хора, народного артиста России, Украины, республик Адыгея, Абхазия и Карачаево-Черкесия, лауреата Госпремии РФ, доктора искусствоведения, профессора, композитора Виктора Захарченко старейший национальный коллектив отмечает новой программой «Большая казачья история». Пять концертов на родной сцене в Краснодаре прошли с аншлагом. Сейчас хор выехал в гастрольный тур по городам России, а 22 и 24 ноября столичный зритель увидит юбилейную программу в Государственном Кремлевском дворце. Концерты обещают стать одним из главных музыкальных событий в области национальной культуры этой осени. 

Он свято верит, что все главные события его жизни предначертаны свыше. Бог дал ему самых талантливых учителей, подарил гармошку в детстве, поселил его в фольклорном «заповеднике» — певучей кубанской станице Дядьковской, где отсутствие любых средств коммуникации компенсировалось «самовыплеском» души в казачьей песне. И только ближе знакомясь с биографией известнейшего теперь хормейстера и фольклориста, ученого и педагога, композитора и общественного деятеля, руководителя знаменитого Кубанского казачьего хора Виктора Захарченко, убеждаешься: ничто ему просто так с неба не падало.

Полуголодное военное детство (отец погиб на фронте) научило ценить духовное превыше материального. Сказки и песни труженицы-матери до сих пор живут в сердце, наполняя творчество смыслом и мудростью. Зачарованный музыкой, он шел к мечте через любые тернии. Чтобы купить гармошку, пасли с братом бычка на продажу, а чтобы в школе появился баян, пришлось писать самому Сталину. Сбылось — когда уже и не ждал. Терпел насмешки односельчан: «композитор!» Пример для подражания увидел в привезенном кинопередвижкой фильме — там мальчик сочинял музыку. И ведь удалось-таки в юности стать незаменимым гармонистом в станице, а потом пешком идти в Краснодар и поступить в музучилище, не зная нотной грамоты. Догнал однокашников быстро — ночевал в классе, но гармонию освоил, а затем и фортепиано, которого раньше отродясь не видел. 

И всегда приходилось выбирать: между шахматами и музыкой, безбожием и верой, Москвой или глухоманью, Сибирским хором и Кубанским… Свой первый хор Виктор Захарченко создал в 1961 году еще до учебы в консерватории: не было в городке Куйбышеве Новосибирской области никакого хора — и вдруг победил в областном конкурсе. Именно там, в сибирской глубинке, за 10 лет работы главным хормейстером Государственного Сибирского русского народного хора он записал сотни, если не тысячи народных обрядов и песен, продолжив затем фольклорные экспедиции по кубанским хуторам и станицам. Как знать, не канули бы они в Лету без столь кропотливого труда Виктора Гавриловича. За изданные им песенные сборники на защите кандидатской диссертации ему присвоят сразу доктора наук. 

Сколько раз он слышал: фольклор надо исполнять, в точности копируя аутентичных носителей. А он вывел формулу, по которой на сцене народное искусство смотрится гораздо ярче, потому что пропущено через сердце профессионала. В этом его убедил пример великого Глинки, создавшего увертюру из «Камаринской». Помните? — «Музыку создает народ, а мы, композиторы, ее только аранжируем».

Ему говорили: дети должны петь только в академическом жанре. А он до хрипоты доказывал — казачье искусство, затертое в пылу идеологических разборок, как нельзя больше подходит детским коллективам! Теперь по всей стране их так много, что созданный им краевой фестиваль «Кубанский казачок» стал всероссийским. Четверть века назад при Кубанском казачьем хоре Виктор Захарченко организовал детскую школу, ставшую единственной в системе Министерства культуры России Средней общеобразовательной школой народного искусства для одаренных детей имени Виктора Захарченко. В Краснодаре пользуется популярностью возглавляемая им Академия народной культуры, а Центр фольклора и этнографии при хоре уже 30 лет занимается научной деятельностью. 

Ему прочили карьеру на старом месте, а он все бросил и поехал спасать Кубанский казачий хор от развала. Убеждали: людям не нужны народные песни, гораздо лучше создать в Краснодаре эстрадный мюзик-холл. Через полгода кубанцы произвели фурор на конкурсе в Москве с песней «Роспрягайтэ, хлопцы, конэй!», неожиданно завоевав пальму первенства среди государственных русских народных хоров. И уже никто не удивился, что Кубанский казачий хор вскоре стал известен всему миру. Зритель не знает, как настойчиво пришлось Виктору убеждать артистов быть на сцене предельно искренними, сколько прошений он написал краевым властям о выделении жилья и здания для хора. Да и зачем зрителю знать, какие еще проблемы существуют у деятелей культуры? Искусство призвано врачевать душу, вселять в нее веру и любовь к Отечеству. В этом оно созвучно казачьим традициям — вот откуда Виктор Гаврилович черпает богатейший репертуар, дополняя его своими авторскими произведениями на стихи гениальных русских и украинских поэтов. Вот почему зрительный зал на концертах охвачен всеобщим вдохновением и долго не хочет расходиться, переполненный самыми острыми и радостными переживаниями! Не правда, что молодежь они не трогают, вот как по-школьному недавно выразил свои эмоции один мальчик: «Концерт Кубанского казачьего хора — на тысячу с плюсом!» Нет ли частички труда Захарченко и его артистов в том, что с недавних пор россияне смогли вновь почувствовать себя единым народом? Не эта ли неуспокоенность и тяга к справедливости причина многих общественных должностей у нашего казачьего маэстро.

Кто сегодня сомневается, что у Кубанского казачьего хора 200-летняя история, что истоки хорового пения в Екатеринодаре были заложены 14 октября 1811 года протоиереем Кириллом Россинским, регентами Григорием Гречинским, Григорием Концевичем и многими другими талантливыми музыкантами Войскового певческого хора? Об этом не было бы и речи, если бы за дело не взялся Виктор Гаврилович. Ему удалось не только законодательно закрепить историческую преемственность, но и вернуть к жизни духовную и просветительскую миссию старейшего коллектива. 

Как не удивиться действительно чудесному совпадению назначения Виктора Захарченко в 1974 году руководителем Кубанского казачьего хора именно 14 октября, в день рождения дореволюционного коллектива, который к тому же приходится на самый почитаемый казаками православный праздник — Покрова Пресвятой Богородицы! Сегодня — единственный из светских коллективов — Кубанский казачий хор может исполнить литургию на православном богослужении, духовные песнопения прочно вошли в репертуар, ни одна репетиция не проходит без молитвы. Захарченко не боится браться за классику и мечтает возродить симфонический оркестр, чтобы вместе со своим коллективом, как это было на 100-летие Войскового певческого хора в 1911 году, исполнить увертюру П.И. Чайковского «1812 год». 

Кто-то считает характер Виктора Гавриловича мягким и сентиментальным, другие даже не пытаются с ним спорить. Он называет себя грешником, а к нему земляки идут за советом и даже с исповедью. Просто он умеет быть искренним не только на сцене. Опыт 30-летнего куначества Захарченко с народным артистом России и Республики Адыгея композитором Асланом Нехаем сегодня решено распространить на все народные коллективы Северного Кавказа — и начало уже положено в 2012 году удачной концертной акцией «Кунаки». Такой атмосферы дружбы в творчестве не было на сцене давно. 

— Вот если бы так по-братски относились друг к другу все нации, — мечтает Виктор Гаврилович, — в мире не было бы ни войн, ни распрей.

Желание кубанского маэстро объединить профессиональные народные коллективы вылилось недавно в создание Союза национальных творческих коллективов России. Не изменяет Виктор Захарченко своему кредо: в любом возрасте не успокаиваться на достигнутом. 


Талант от Бога

Никита МИХАЛКОВ, председатель Союза кинематографистов России, президент Российского фонда культуры, народный артист России:

­— Кубанский казачий хор — величайшее наше достояние, неотъемлемая часть культуры России. В тяжелейший момент русской истории именно казаки до конца оставались верными присяге, служению своему Отечеству. И то, что составляет сегодня искусство Кубанского казачьего хора, — это не просто фольклор, не просто песни, танцы. Это сохранение духа казачьего в нашей стране. Причем не в застывшей форме, а в развитии. Растут дети, и для них казачья энергия — не просто лампасы, нагайки, усы и лихость, но корневая система, традиции преданного многовекового служения своему народу. 


Александр ТКАЧЕВ, глава администрации Краснодарского края:

— Вклад Виктора Гавриловича Захарченко в кубанскую культуру по праву достоин восхищения. Во многом благодаря ему главный хор Кубани не только остается кладезем народности, но и шагает в ногу со временем. Именно в этом, на мой взгляд, секрет его эксклюзивности и популярности во всем мире. Ведь столько, сколько гастролирует Кубанский казачий хор, не выступает ни один коллектив в крае: больше ста концертов в год! А подсчитать все выступления на лучших площадках разных континентов просто невозможно. Показательно, что и этот юбилей Виктор Гаврилович снова отметит на боевом посту — Кубанский хор уже с нетерпением ждут в Кремлевском дворце. Через родные самобытные песни мы чувствуем единение, свою причастность к великой русской истории. Мы ощущаем себя сильным народом, со славным прошлым и грандиозным будущим. И в этом большая заслуга Кубанского казачьего хора во главе с глубоко верующим, духовным человеком.

Уважаемый Виктор Гаврилович, хочу пожелать Вам и всему Вашему коллективу творческих взлетов. Чтобы жизнь Ваша была, как казачья песня, страстной и душевной!


Александра ПАХМУТОВА, народная артистка СССР: 

­— Мне по-особому дорога творческая личность Виктора Захарченко, который бережно сохраняет уникальный строй казачьего народного искусства. Да и собственное композиторское творчество Виктора Захарченко органически вошло в русло народной песни. Я безмерно благодарна Кубанскому хору за то, что он удостоил меня чести включить в репертуар мои произведения.


Владимир МИНИН, художественный руководитель и главный дирижер Московского  государственного академического камерного хора, народный артист СССР, профессор:

­— Виктора Гавриловича Захарченко я сравнил бы с горьковским Данко. Всем своим творчеством он говорит Человеку, какой бы национальности он ни был: «Ты наследник своих пращуров! Ты наследник своих национальных традиций! Ты можешь... Ты должен!»  Эта идея читается в ярких концертных программах хора. Они привлекают тысячи слушателей, которые идентифицируют себя со своим народом, ощущают подлинный духовный подъем. В этом и заключается миссия Виктора Гавриловича Захарченко, которую он достойно, с полным осознанием ее значимости, несет на земле людям доброй воли. Желаем Вам, дорогой и уважаемый Виктор Гаврилович, многая и благая лета. 


Архимандрит ТИХОН (Шевкунов), наместник московского Сретенского монастыря, ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре: 

­— Кубанский казачий хор, несомненно, является национальным достоянием России. Виктор Гаврилович и все, кто работает с ним, — это удивительное содружество единомышленников и высоких профессионалов, служащих Отечеству талантами, дарованными им Господом.


Тамара РУМЯНЦЕВА, генеральный директор Благотворительного фонда «Вольное дело»:

­— Нет сегодня в России другого коллектива, который бы так щемяще и проникновенно прославлял Кубань и наше Отечество, как Кубанский казачий хор.


Александра ПЕРМЯКОВА, художественный руководитель Государственного академического русского народного хора им. Пятницкого, народная артистка России:

­— Высокая миссия — нести народу духовность и нравственность, которых так не хватает сейчас в обществе и так мало на нашем телевидении и радио, где народная песня попала под определение «неформат». Но такое живое искусство — горячее, искреннее, жизнерадостное — в душах народа всегда найдет отклик, как нашло его в душах сотен ребят — выпускников школы Кубанского казачьего хора.


Игорь СОБОЛЕВ, президент промышленной ассоциации «Завод имени Седина», г. Краснодар:

­— Достижения и заслуги Кубанского казачьего хора и его руководителя Виктора Гавриловича Захарченко общепризнанны. Безмерны наши любовь и уважение к этому великому человеку, не одно десятилетие сохраняющему дружбу заводчан и артистов хора. Именем Виктора Захарченко сединцы назвали уникальный обрабатывающий центр, поставленный в Германию. Это единственный случай за более чем вековую историю завода. Особой заслугой и настоящим мужеством является композиторское творчество Виктора Гавриловича. Его песни, пронизанные любовью к нашей земле, к Родине, с годами становятся культурным достоянием россиян. Пусть никогда не иссякнет выдающийся талант истинно Народного Артиста!


«Кубанский хор — это глыба!»

Ежегодно Кубанский казачий хор дает более ста пятидесяти концертов по России и за рубежом. Вот что говорят ведущие солисты старейшего национального коллектива.


Наталья КОРОТЕНКО-ГУБА, заслуженная артистка России и Кубани, главный хормейстер: 

— У нас много талантливых артистов с сильными голосами, но не это является критерием успеха. Виктор Гаврилович ждет от исполнителя собственного прочтения смыслов. Исполняемые произведения основаны на большой поэзии, и здесь слово — на первом месте. Наверное, поэтому Кубанский хор — та сила, которая сносит стену равнодушия, будоражит дух и вселяет надежду. Зрители на наших концертах не скрывают слез. 

Помню, как, будучи еще школьницей, была потрясена на концерте, посвященном 185-летию хора, услышав впервые духовный стих «Бедная птичка в клетке сидит». Концерт затянулся из-за многочисленных поздравлений, зритель уже подустал. И вдруг зал затих, когда на сцену вышла и запела талантливейшая певица Кубанского казачьего хора, впоследствии рано ушедшая из жизни Марина Крапостина. Когда до сознания дошел смысл слов, и оказалось, что это не птичка вовсе, а дух человека от мирской жизни уходит, — вот тут я словно в кресло вросла, так была поражена простотой формы духовного стиха. Знала бы я тогда, что через несколько лет Виктор Гаврилович доверит мне, 15-летней ученице детской школы Кубанского казачьего хора, исполнять это произведение в Зале имени Чайковского в Москве.  

Виктор Гаврилович открыл для нас всю полноту православной веры. Сам он пришел к ней в результате выпавших на его долю тяжелейших испытаний, перенеся 16 сложных операций после аварии. Через боль, через муки явилось осознание — как много он мог бы еще сделать. И вдруг начал писать музыку — взахлеб! Если бы этого не случилось, не известно, каким бы был Кубанский казачий хор сейчас. Когда Виктор Захарченко осознал, какая глубина заложена в духовной музыке, он стал активно восстанавливать ту связь, без которой Кубанский казачий хор никогда не стал бы официальным преемником Войскового певческого хора, созданного при Кубанском казачьем войске в 1811 году. 


Александр ДЕДОВ, заслуженный артист России и Кубани:

— Родом я из станицы Днепровской Тимашевского района Краснодарского края. Пел с детства, но отец видел меня или механизатором, или агрономом. Когда оканчивал 11-й класс, в районе проводился конкурс солдатской песни, и я его выиграл. Мне дали целевое направление в вуз, но без музыкального образования меня туда не приняли, поэтому я поступил в Краснодарский музыкально-педагогический колледж, который в свое время окончил Виктор Захарченко. Я быстро догнал своих сверстников в плане гармонии и сольфеджио, и когда на третьем курсе нас водили на прослушивание в Кубанский казачий хор, Виктор Гаврилович сказал мне: «Ну, давайте, молодой человек, заканчивайте училище и приходите». Так я и сделал, тогда мне было 20 лет, сейчас 37.

Я находился в такой сумасшедшей эйфории, чуть сознание не терял оттого, что попал в такой известный и самобытный коллектив. Целый год не мог поверить и осознать, что я стал его частичкой. И тогда, и сейчас я все больше убеждаюсь, что этим искусством больше никто так искренне и последовательно, как Кубанский казачий хор, не занимается. Мы не только, подобно другим профессиональным хорам, совершенствуем и представляем на профессиональной сцене народные песни. У Кубанского казачьего хора есть некое высшее предназначение, которое невозможно заменить ни славой, ни деньгами, — служение своему народу. Кроме того,  Кубанский казачий хор берется за, казалось бы, невыполнимые задачи и — поет. Кубанский хор — это сила! Глыба!

Мы в хоре не любим говорить, что мы здесь работаем. Работать можно на стройке. А то, чем мы занимаемся, — совсем другое. Как рукодельницы вышивают красивый рушник — это не каждому по силам, это искусство. И мы плетем невидимые художественные нити с тысячью оттенков тембра человеческого голоса. Это настолько тонко, изящно, сиюминутно, что назвать это работой невозможно, — это служение. Служат в церкви, в армии, а у нас симбиоз невидимого, вдохновенного творения, чего-то такого прозрачно-воздушного...


Виктор СОРОКИН, заслуженный артист России и Кубани:

— У Кубанского казачьего хора — особая миссия. Я убеждаюсь в этом, когда слышу восторженные отзывы людей после концертов. Каждый концерт заканчивается тем, что зритель встает еще в начале последней песни и долго аплодирует. Люди не хотят расходиться, спрашивают, когда мы снова приедем. Значит, что-то их тянет к нашему искусству, есть в нем магия. Виктор Захарченко так выстраивает программу, что зрители испытывают огромные перепады эмоциональных волн — от радости до печали. Каждый концерт непредсказуем, идет на одном дыхании и зачастую вместо 1 часа 40 минут длится более двух часов. 

Композитор Захарченко внес очень большой вклад в репертуар хора. Однажды на концерте звучала песня Захарченко «Ой вы, кони, мои кони», а ведущие автора не назвали, и все восприняли ее как народную. Действительно, по характеру и настроению она казачья, в ней поется о казаках, лошадях, о лихих скачках, о подвигах. Для Виктора Гавриловича это стало высшей наградой — его песни вливаются в поток всенародно принятых, они востребованы. Люди часто просят исполнить его авторские произведения «Ой стога, стога», «Витрэ буйный», «Отзовитесь, однополчане!», «Хлеб всему голова», «Шли мы эскадронами» — высокие, патриотичные песни, на которых, я уверен, вырастет не одно поколение.