Тайна двух капитанов

Нильс ИОГАНСЕН

13.05.2014

рти этого человека легла в основу романа Вениамина Каверина «Два капитана».

Северный морской путь (СМП) — кратчайший маршрут с Запада на Восток — пытались освоить не одно столетие. На берегах Таймыра и Чукотки до сих пор находят многочисленные останки кораблей безвестных древнерусских мореплавателей, которые пробовали пробиться вдоль кромки льдов. Увы — пройти до конца не удавалось никому. Вот только, похоже, наши предки искали на Севере не только удобную торговую дорогу...

Море грез

Гиперборея, Арктида, Асгард — эти названия некой таинственной земли, расположенной за Полярным кругом, в мифах и преданиях дошли до наших дней. И во все времена не переводились люди, которые стремились ее найти. Ведь, судя по легендам, это и есть прародина русских и скандинавов — варягов и нурманов.

Кто-то искал целенаправленно, рассчитывая разбогатеть, обнаружить древние сокровища. Другие — случайно натыкались на неведомое. В 1811 году зверопромышленник Яков Санников, добывавший песцов на Новосибирских островах, увидел на горизонте нечто, показавшееся ему огромным островом. На поиски не раз отправлялись команды местных искателей приключений, но ничего найти им не удавалось.

И только в конце XIX века русский полярный исследователь барон Эдуард Толль начал планомерное обследование этого района Арктики. С немецкой педантичностью он проанализировал все имеющиеся источники, старинные и современные карты, побывал в нескольких экспедициях и наконец понял, в каком направлении нужно двигаться. Более того, один раз он сам видел некий неизвестный большой остров. Издалека, но все же — четыре горы на нем путешественник сумел разглядеть. В 1900-м на шхуне «Заря» Толль отправился на поиски «Земли Санникова» (сам барон придерживался названия Арктида) и сгинул. Только через три года спасательная экспедиция под руководством Александра Колчака (того самого) обнаружила место зимовки Толля на острове Беннетта, но ни самого исследователя, ни его могилу так и не нашли. Где и как погиб отважный полярник, неизвестно и по сей день.

Норвеги тоже что-то упорно искали. Фритьоф Нансен и Руаль Амундсен в конце XIX века доказали, что во льдах можно плавать и зимовка на дрейфующем корабле реальна. Кстати, Нансен тоже искал «Землю Санникова», о чем не раз упоминал в своем дневнике. «Мы находились значительно севернее того места, где, по мнению Толля, должен был лежать южный берег «Земли Санникова», но примерно на той же долготе. По всей вероятности, эта земля — лишь небольшой остров, и во всяком случае она не может заходить далеко к северу», — писал норвежец. В 1937 году на том месте, где, по расчетам Толля, должна была находиться суша, советский ледокол «Садко» обнаружил под водой огромную банку (отмель). Ее так и назвали — Банка Санникова.

Современная наука имеет три версии на сей счет: первая — огромный айсберг, который сидел на мели и выглядел как остров, но потом растаял. Вторая — «Земля Санникова» просто ушла под воду в результате неких тектонических процессов. «Окончательной версии того, что произошло с так называемой «Землей Санникова», до сих пор нет. Например, в составе Новосибирского архипелага были острова Васильевский и Семеновский, по ним не раз ходили люди, их наносили на карты. А сегодня они не существуют — их просто размыло», — объясняет заместитель директора по научной работе Российского государственного музея Арктики и Антарктики Мария Дукальская.

Правда, все равно явности нет: резкого потепления в Арктике за последние пару веков не наблюдалось, то есть титанический айсберг не мог мгновенно растаять без следа. Больших землетрясений в этом районе тоже не зафиксировано. А водой огромный остров так быстро не размоет. Искатели Арктиды («Земли Санникова», Гипербореи, Асгарда...) не перевелись и сегодня, энтузиасты за свой счет организовывают экспедиции и ищут неизведанное на бескрайних просторах Арктики.

Шхуны идут на восход

В начале ХХ века, действительно, наблюдался некий всплеск интереса к полярным походам. Причем у многих на первом месте был пресловутый «спортивный интерес». После того как американцы Фредерик Кук и Роберт Пири покорили Северный полюс (1908 и 1909 годы), русские тоже решили показать, на что способны.

Подготовка ряда экспедиций отличалась удивительной небрежностью, это касалось как транспортных средств и снаряжения, так и проработки маршрутов. В 1912 году старший лейтенант флота ЕИВ Георгий Седов на парусно-паровой шхуне «Святой великомученик Фока» решил дойти до Северного полюса. Совершенно не подготовленный для плаванья в высоких широтах кораблик затерло во льдах. А во время первой же зимовки выяснилось, что продуктов, теплой одежды, медикаментов и топлива не хватает. Большую часть припасов пришлось выгрузить еще в порту, до отплытия — грузоподъемность суденышка оказалась недостаточной.

Именно на этом факте в советское время акцентировали внимание, царское правительство обвиняли в том, что оно отказалось финансировать экспедицию, а Седову пришлось организовывать сбор средств. Но чиновники не давали денег, если было понятно: наука этих людей не интересует, им хочется славы первопроходцев. У купеческого сына Владимира Русанова был совершенно иной подход. Он увлекался наукой, да и коммерческую важность СМП прекрасно понимал. Деньги на исследование у него были, казна тоже помогала. Ряд его походов к берегам Новой земли закончились успешно, Россия получила ценные научные данные. Но в том же роковом 1912-м удача отвернулась от Русанова — зверобойное судно «Геркулес» (всего 64 тонны водоизмещения) отправилось к берегам Шпицбергена и пропало. Место гибели экспедиции обнаружили только в 1934 году.

«В конце XIX – начале ХХ века правительство не жалело денег на исследования Арктики, финансировались многочисленные научные проекты. Эдуард Толль возглавлял экспедицию Академии наук. Другое дело, что он уже по собственной инициативе свернул на поиски «Земли Санникова» и погиб. Относительно Георгия Седова, то его поход был никому не нужен, ведь лейтенанта интересовал лишь результат — покорение полюса. Где русские стали бы только вторыми. Кстати, Георгий Брусилов до того, как отправиться в самостоятельный рейд, поработал в Гидрографической экспедиции. Но там ему стало скучно», — рассказывает Мария Дукальская.

Шхуна «Святая Анна» отправилась в путь тоже в 1912 году, ее владелец и капитан, лейтенант флота ЕИВ Георгий Брусилов, собирался первым дойти из Мурманска до Берингова пролива. Его судьба была неизвестна почти сто лет, только в 2010 году стало понятно, что дальше Земли Франца-Иосифа путешественникам продвинуться не удалось. А вот казне пришлось серьезно раскошелиться, на поиски «Святой Анны», а заодно «Геркулеса» и «Св. Фоки», отправили пароходы и ледоколы.

Племянник генерала

Ведь пропал не абы кто, а представитель влиятельной фамилии. Дядей Георгия был знаменитый генерал Алексей Брусилов, тот самый, который впоследствии спланировал и осуществил «брусиловский прорыв». Да и отец, вице-адмирал Лев Брусилов, — тоже фигура. Кстати, именно богатые родственники дали денег на покупку в Великобритании парусно-паровой шхуны «Бленкатра», которую переименовали в «Святую Анну». Всего было выделено 90 тысяч рублей — солидные средства. Для сравнения: среднемесячная зарплата рабочего в царской России по состоянию на 1913 год — 25 рублей. Фунт (0,4 кг) мяса стоил 19 копеек, хлеба — 3–4 копейки.

Но обильное финансирование не могло заменить опыт. Экспедиция Брусилова была укомплектована далеко не всем, что может понадобиться в трудную минуту. Отсутствовали спасательные средства, необходимые во льдах, не взяли даже сани, байдарки и лыжи. С одеждой и припасами наделали ошибок, которые стали смертельными.

«По уровню подготовки экспедиция Брусилова стоит, наверное, на первом месте. Просто там, во льдах, люди впервые столкнулись с совершенно неизведанным, вступили на terra incognita. И природа оказалась более суровой, нежели они предполагали. Да, американцы к тому времени уже побывали на Северном полюсе. Но ведь русские моряки пытались пройти через торосы на кораблях, а Кук и Пири шли по льдам на собачьих упряжках — разница огромная», — объясняет полярный исследователь, путешественник и писатель Дмитрий Шпаро.

Группа из одиннадцати человек на самодельных нартах и лыжах ушла с дрейфующего судна за подмогой. Двоих выживших — штурмана Валериана Альбанова и матроса Александра Конрада — подобрала экспедиция Седова, которая тогда еще не терпела бедствие. Альбанов умер в 1919 году, а вот Конрад прожил до 1940-го. Именно его рассказ, который Вениамин Каверин услышал в чьей-то интерпретации, и подтолкнул писателя к созданию приключенческого романа.

Идеологии.net

«Два капитана» — любимая книга моего детства — на удивление не политизированное произведение. Имя Сталина на страницах встречается всего один раз, никто не критикуется и не превозносится. Просто судьбы людей — такие сложные и такие разные.

Капитан Иван Львович Татаринов — это и Георгий Брусилов, и Георгий Седов, образ, скорее, собирательный. У капитана «Св. Фоки» позаимствовали историю с недостатком финансирования, а все остальное взяли из истории «Святой Анны». Даже название шхуны — Анну просто поменяли на Марию. Альбанов стал Климовым, тоже спасшимся штурманом, который с командой из 13 человек ушел на материк. Но в романе выжил он один.

А вот «мексиканские страсти» — неразделенную любовь брата Татаринова к жене капитана, из-за которой он устроил подлог с продовольствием на борту «Святой Марии», — автор полностью придумал. Хотя Седова, действительно, при погрузке обманули, но это не более чем эпизод, который не стал фатальным.

Главный герой — Саша Григорьев, простой советский летчик. С непростой судьбой, но не супермен. Прототипов у него было тоже два: врач, который в детстве был немым, и пилот-истребитель, погибший в 42-м.

Каверин совершенно заслуженно получил Сталинскую премию. По книге сняли два фильма. Пацаны бредили полярными экспедициями, благо, помимо вымышленных книжных персонажей, были и вполне реальные герои — Папанин, Шмидт.

Забытый герой

А вот про Георгия Брусилова почему-то говорят и пишут редко, в отличие от Седова или Русанова его имя вспоминать не принято. Хотя дядю, генерала Алексея Брусилова, в Советском Союзе чтили, про него было написано в школьных учебниках. После революции он возглавлял Особое совещание при главнокомандующем вооруженными силами Советской Республики, по сути, был главным теоретиком РККА. Похоронен со всеми воинскими почестями.

Дяде в Большой советской энциклопедии посвящена целая статья, племяннику — всего несколько строк. Плавал, пропал, погиб. Ничего удивительного: по сути, это судьба гонщика, жизнь которого оборвалась во время рискованного заезда.

«Мы, ученые, привыкли обращать основное внимание на значимость экспедиции, на ее цели. А у Брусилова присутствовал лишь «спортивно-охотничий» интерес — первым пройти СМП. Если бы не записки выживших в дрейфе «Святой Анны» — Валериана Альбанова и Александра Конрада, — которые представляют определенный интерес, то про нее бы просто забыли. По сути, память об этом плавании сохранилась исключительно благодаря роману Каверина. Экспедиции Брусилова, на мой взгляд, вообще не стоит уделять много внимания. Это была частная инициатива, которая кончилась плачевно», — считает Мария Дукальская.

Но одно доброе дело Георгий Брусилов все-таки сделал — своей жизнью и смертью вдохновил писателя. Роман «Два капитана» с его девизом «Бороться и искать, найти и не сдаваться» актуален до сих пор. Может быть, сегодня даже особенно.