Многопластовый мир

Марина ИВАНОВА

07.12.2018

6 декабря в Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки торжественно отметили завершение юбилейного года Аркадия Пластова.

В 2018-м исполнилось 125 лет со дня рождения классика. Весь год продолжались праздничные мероприятия. Их серию открыл январский концерт русской духовной музыки в Московской государственной консерватории. Тогда же в Рахманиновском зале МГК прошла выставка акварелей на православные темы. А также состоялась конференция «Потаенные сокровища», посвященная живописным, музыкальным и литературным сочинениям, написанным в советское время «в стол». Внук мастера, художник Николай Пластов, рассказал о событиях юбилейного года:

— Прежде всего это три большие выставки. Например, экспозиция «Свои люди» в Ижевске, носившая обзорный характер. В Смоленске представили проект «Гость с фронта: от этюда к картине». А в Ульяновске прошла VIII Международная ассамблея художников «Пластовская осень». В ее рамках состоялась международная конференция, а также открылась выставка «Multaque pars mei... Италия Аркадия Пластова». Из Ростова-на-Дону привезли картину «Венеция» — одну из двух больших работ, созданных Аркадием Александровичем после первого посещения этой страны в 1956 году. И если «Рим. Аппиева дорога» из фондов Ульяновского художественного музея написана сразу же, по свежим впечатлениям, то «Венеция» закончена лишь в 1959-м. Еще была выставка в Институте имени Сурикова, посвященная Дню Победы. А в Строгановском училище представили лучшие произведения из собрания семьи художника.

Завершился юбилейный год конференцией «Страна и мир Аркадия Пластова», организованной Академией акварели совместно с МГАХИ им. Сурикова. Ректор Академии Сергей Андрияка признался:

— Пластов — необыкновенно разносторонний живописец. Недавно листал его альбом и поразился натюрмортам, для меня они стали открытием. Произведения Аркадия Александровича — это огромный мир. Он активно занимался общественной деятельностью и в то же время постоянно писал картины. Его судьба — пример того, как надо прожить творческую жизнь. Когда возникла идея отметить завершение юбилейного года в стенах нашей Академии, я сразу заинтересовался. У нас много студентов, и, к сожалению, далеко не все из них знают Пластова. А так у них появилась возможность познакомиться с наследием великого русского художника.

В рамках конференции состоялась презентация книги искусствоведа Татьяны Пластовой «Страна и мир Аркадия Пластова». Автор издания отметила:

— Мне хотелось изменить представление о мастере. Его принято называть советским художником, одним из основоположников соцреализма. Однако, прежде всего, он как живописец ориентировался на традиции мирового искусства. Да, работы Пластова носят национальный, почвенный характер. И в то же время он постоянно обращался к Веронезе, Тинторетто, Франсу Хальсу: учился у них живописной технике, композиции. Кроме того, любил западное искусство XX века. Для него импрессионисты и постимпрессионисты были живыми собеседниками. К сожалению, многие письма, материалы семейного архива прочитаны и опубликованы лишь недавно. Отсюда — недостаток информации, странные, даже наивные оценки. Это касается не только Пластова, но и других советских авторов, мы до сих пор находимся в плену догматических установок. А ведь искусство той поры было полистилистическим. Скажем, Мартироса Сарьяна невозможно причислить к соцреалистам. Кстати, Пластов и Сарьян дружили, Аркадий Александрович преклонялся перед его талантом. Подобные культурные связи я попыталась восстановить в книге. Кроме того, постаралась представить историю создания известных произведений — с опорой на документы, этюды.

Выход издания «поддержала» и развернутая в стенах Академии выставка Аркадия Пластова, включающая около 50 произведений, все — из собрания семьи художника. Татьяна Пластова пояснила:

— Это некая визуализация того, о чем рассказывает книга. Показан разный Пластов: ранние и классические вещи, творения, связанные с поездками за рубеж. Еще из любопытного: импрессионистический вариант «Купания коней». Картина существует в двух вариантах. Один, неоклассический, находится в собрании ГРМ, другой — в нашей коллекции. Вообще, Аркадий Пластов был универсальным мастером: учился на скульптора, работал плакатистом, считался великолепным иллюстратором. Его нельзя назвать исключительно крестьянским художником. Конечно, он писал деревенскую жизнь, однако не увлекался этнографией, ставил более масштабные задачи. В крестьянах, прежде всего, ценил естественность. По этой причине не изображал городских людей, казавшихся ему искусственными. Человек интересовал Пластова не как выдающаяся личность, а как часть жизни, природы, без оглядки на его социальный статус.

В рамках вечера состоялся также показ документального фильма Бориса Дворкина «Аркадий Пластов. Человек земли». Николай Пластов подвел итоги:

— Думаю, юбилейный год прошел успешно. Сотни людей посетили выставки Аркадия Александровича. И хорошо, что финальные торжества прошли здесь, в Академии акварели, где учатся будущие художники. Наша память начинается с детства. Увидеть и запомнить вещи, связанные с историей отечественного искусства, важно для формирования личности, отношения к стране, ее истории, наследию.


Иллюстрация на анонсе: А. Пластов. «Сенокос». 1945