Профессия REPORTER

Ксения ПОЗДНЯКОВА

21.04.2017

19 апреля на Новом Арбате, перед кинотеатром «Октябрь», открылся масштабный выставочный проект, посвященный пятилетию журнала «The Hollywood Reporter. Российское издание». 

В экспозиции — кадры из лучших фотосессий THR, на которых известные отечественные актеры и звезды телевидения — Рената Литвинова, Данила Козловский, Светлана Ходченкова, Елизавета Боярская, Петр Федоров, Екатерина Андреева, Александр Паль, Катерина Шпица, Филипп Янковский, Юлия Пересильд, Яна Чурикова, Максим Аверин, Александр Петров — предстали в необычных и концептуальных образах. 

Накануне вернисажа «Культура» побеседовала с бессменным редакционным директором Марией ЛЕМЕШЕВОЙ. 

культура: Журналу исполнилось пять лет. С чего начиналась российская история THR? 
Лемешева: На самом деле проект зародился еще в 2011 году, когда появилась возможность купить лицензию легендарного The Hollywood Reporter. В американском издании в то время как раз сменилась команда, и новый руководитель Дженис Мин приняла решение распространить влияние THR за пределы США. Такого не было за все 80 лет существования журнала. Рассматривался китайский, индийский рынок. Но в итоге выбор пал на Россию. Во многом это случилось благодаря тому, что нашим гарантом выступил Никита Михалков, непререкаемый авторитет, режиссер с мировым именем, которого прекрасно знают в Голливуде. Его поддержка стала залогом успеха российского издания. 

И, как видите, американцы не ошиблись. За пять лет к нам не было ни одной претензии с их стороны. Несмотря на сложную ситуацию в мире, санкции, мы продолжаем плодотворно сотрудничать и выпускать журнал. На сегодняшний день являемся единственным лицензионным изданием THR. 

культура: Приходилось утверждать план, обложки? 
Лемешева: Да, поначалу существовала такая практика. Американцы нам доверяли, но все-таки оставались некоторые опасения. Ведь для них это тоже был новый опыт. Мы высылали им варианты обложки и переводили статьи на английский. Адский труд. Однако буквально после первых номеров мы услышали: «Спасибо, все прекрасно». Видимо, уровень текстов, заголовки убедили заокеанских коллег в нашем профессионализме. Сейчас отправляем наши обложки скорее для проформы, пишем, что выходим тогда-то. В ответ всегда получаем лишь похвалу. 

культура: Чем отличается Ваш журнал от штатовской версии? 
Лемешева: По договору русскому изданию следовало быть точной копией, но нам удалось получить потрясающее послабление: мы можем сами формировать контент. Пока 60 процентов текстов посвящено голливудской продукции, остальные — отечественной, но иногда бывает даже 50 на 50, что несказанно радует. В какой-то степени «на плечах легендарного бренда» вытаскиваем наш кинематограф. Надеемся, со временем большая часть журнала будет посвящена именно русским фильмам. 

культура: К моменту запуска издания Вы были успешной телеведущей. Как решились оставить карьеру на Первом канале и взяться за совершенно новое дело?
Лемешева: Я далеко не сразу ушла с телевидения: где-то полтора года совмещала. Выходила в эфир, а потом ехала в редакцию. Поначалу никак не могла бросить любимую работу и собственную программу, но постепенно журнал стал поглощать все мои силы и внимание. Пришлось выбирать, что важнее. Предпочла журнал, о чем ни капли не жалею. Кроме того, я чувствовала ответственность перед ребятами, которых пригласила в THR. Но что радует — с телевидением простилась не навсегда, и хотя у меня нет собственного эфира, продолжаю участвовать в создании программ как эксперт.

культура: Расскажите о команде — она поменялась за пять лет?
Лемешева: Да, и это естественный процесс для растущего организма. Сейчас из тех, с кем все начиналось, остались я, мой верный шеф-редактор Александр Фолин и наш корректор. Что касается журналистов, то делаю ставку на молодых, так что ротация кадров неизбежна. Причины разные, кто-то ушел по личным обстоятельствам, у кого-то выросли амбиции. Есть несколько человек, которые стартовали в нашем журнале, получили здесь азы профессии и двинулись дальше. Например, Александра Сулим теперь ведущий корреспондент на одном из центральных телеканалов. Как я могу на нее обижаться? Наоборот, радуюсь достижениям члена нашего коллектива.

культура: Что удалось сделать за прошедшие годы, чем особенно гордитесь?
Лемешева: Я счастлива, что мы смогли выйти за рамки издания. Устраиваем массу мероприятий, к примеру, организовываем выставки под открытым небом. У нас потрясающие фотографии — хочется поделиться ими с широкой публикой. Каждый вернисаж пользуется успехом не только у посетителей, но и у городских властей. Так, в 2016-м мы подготовили экспозицию к Дню города, а затем решением мэрии она была представлена на Красной площади. Для нас это высшая оценка. Ну и, конечно, очень горжусь нашими премиями: «Аванс» и «Событие года». Безусловно, в этом есть доля гламура, и поначалу мы даже не думали, что выйдем на такой серьезный уровень. Но со временем выяснилось — мы нужны индустрии, ведь порой бывает, что по-настоящему народные, любимые зрителями артисты не имеют профессиональных регалий. Например, Галина Польских, получая наш приз, заявила, что это ее первая награда от коллег по цеху. Еще мы чествовали Дмитрия Дюжева, начавшего заниматься режиссурой. А в прошлом году экспертное жюри присудило приз Александру Петрову, который сегодня один из самых популярных актеров молодого поколения. Поэтому с уверенностью могу сказать: премия «Событие года» заняла свою нишу в индустрии кино.

культура: Кто выбирает победителей?
Лемешева: Привлекаем к голосованию как наших авторов, так и героев — то есть всех, кто в течение года сотрудничал с журналом. 

культура: У Вас есть любимая рубрика?
Лемешева: Конечно. Она придумана мной довольно давно, однако реализовать замысел целиком удалось только сейчас. Десять лет назад я участвовала в создании киножурнала, был сделан «пилот», набрана команда, но случился кризис, и идея повисла в воздухе. Когда мы начали выпускать The Hollywood Reporter, я привнесла многие свои наработки. Но одну рубрику — «Моя несыгранная роль» — мы никак не могли открыть. Я все уши прожужжала Саше Фолину. И вот в 2017-м лед наконец-то тронулся. Несколько артистов предстали перед читателями в совершенно новом амплуа. Ольга Кабо захотела воплотить образ Мартиши из «Семейки Аддамсов», а Павел Деревянко выбрал сразу две роли: Глеба Жеглова и Тайлера Дёрдена из «Бойцовского клуба». Рада, что наша задумка пришлась актерам по душе. 

культура: Как создавался дизайн журнала? Не боялись, что непривычный формат помешает ему стать популярным, будут говорить — в сумку не влезает, взять с собой невозможно, тяжелый. 
Лемешева: Это было первое, что мы слышали от всех, кто приходил к нам консультировать или работать, особенно от распространителей. Но я изначально понимала, наш журнал — коллекционная, киноманская история. Мы делаем качественный правильный продукт, который приятно держать в руках. Особую роль играют даже тактильные ощущения. Когда искали бумагу, то сидели за столом, как сектанты, человек пять — восемь, и, закрыв глаза, выбирали на ощупь.

Возвращаясь к формату, могу сказать, что сразу поняла, в чем его преимущества. Он дает возможность использовать очень хорошую полиграфию, печатать качественные фотографии. Уверена, если бы сменили оригинальный формат, то затерялись бы в общем потоке глянца. Сегодня уже ни от кого не слышу упреков, будто журнал тяжеловат и большеват, настолько все привыкли, что это наша фишка. Мы попали прямо в точку.

культура: Каким Вы представляете своего читателя?
Лемешева: Мы проводили на этот счет собственное исследование. В итоге получился молодой человек, лет 25–40, с хорошим образованием, эстет и киноман. Наш художник даже нарисовал его портрет. Но затем выяснилось, что нас читают и девушки, особенно блок, посвященный стилю и красоте. Бизнес-вкладка привлекает более взрослую, солидную аудиторию. В общем, теперь довольно сложно сказать, как выглядит наш читатель. Мы стараемся писать тексты так, чтобы они были понятны и уборщице, и профессору ВГИКа. Но в идеале читатель для меня — это человек, который искренне любит кино, ему интересно не только смотреть новые фильмы, но и обсуждать увиденное. 

культура: Что для Вас самое сложное как для главного редактора?
Лемешева: Ослабить контроль. Я настолько «болею» этим проектом, настолько волнуюсь за любой выпуск, что выверяю каждую запятую. Все время опасаюсь, как бы не опустить планку, не пропустить ошибку. Хочется, чтобы новый номер был лучше, чем предыдущий, а это отнимает очень много сил. Устаю страшно, ведь приходится заниматься еще и другими вопросами. 

культура: Какие планы на будущее, к чему стремитесь?
Лемешева: Думаю, надо развивать просветительскую деятельность. Сейчас мы единственное издание, профессионально пишущее о кино, и, исходя из этого, могли бы стать популяризаторами российского сегмента: устраивать лекции, показы. Особенно это важно для подрастающего поколения. Не зря же сказано: «Сегодня — дети, завтра — народ». Необходимо демонстрировать в школах старые советские фильмы, но с предысторией, чтобы вышло живо, интересно, понятно. Ребята должны потихоньку впитывать информацию и готовиться к тому, что кино — это здорово. А там, глядишь, и кинематограф наш наконец-то вновь расцветет.


Фото на анонсе: Любовь Шеметова/thr.ru