Фиалки Монмартра

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

24.02.2016

175 лет назад, 25 февраля 1841 года, родился художник Пьер Огюст Ренуар. Его «бархатные», безмятежные картины совершили революцию в искусстве — хотя автор совсем не мыслил себя ниспровергателем основ. Разглядывая прелестных круглолицых девушек с лукавыми улыбками, понимаешь: живописец очень любил людей и ценил женское общество.

Родившийся в Лиможе, Ренуар вырос в столице Франции, куда семья перебралась в 1845 году. У будущего художника, чей отец был портным, на всю жизнь сохранилась любовь к непритязательной пище (впоследствии жена нередко готовила ему бобы с салом) и обыкновенной утвари. Еще один «заскок» гения — «теория поплавка», изложенная в воспоминаниях сына художника, режиссера Жана Ренуара. Пьер Огюст считал вредным идти наперекор судьбе: он предпочитал плыть по течению, полагаясь на мощный инстинкт. В 13 лет Ренуар уже трудился в фарфоровой мастерской, где изображал на посуде профиль Марии Антуанетты (с коротеньким носиком — как у своих будущих моделей). Если бы не закрытие предприятия в 1858-м, юный мастер, хорошо зарабатывавший, не рискнул бы уйти в «большое искусство». А так в 1862-м он поступил в Школу изящных искусств при Академии художеств, где в мастерской Глейра познакомился с Моне и Сислеем. Позже к ним примкнули Сезанн и Писсарро, и началась история импрессионизма.

В 1870–1871 годах, во время франко-прусской войны, Ренуар попал в армию и неожиданно из недотепы, не знавшего, с какой стороны подойти к лошади, превратился в лихого кавалериста. После поражения Франции он вновь вернулся к живописи. В 1874-м импрессионисты показали картины в ателье Надара на бульваре Капуцинок и получили разгромную прессу. Впрочем, жесткая критика не остановила художника. Он продолжал писать артисток, портних, профессиональных натурщиц — «фиалок Монмартра». Иногда, завидев миловидную девушку на улице, упрашивал ее позировать — точнее, сначала отправлялся к их матерям, которые, польщенные вниманием художника, давали разрешение. Как вспоминал Жан Ренуар, его отец прежде всего обращал внимание на руки. Еще его привлекала нежная девичья кожа, «отталкивавшая свет»: художник считал это более важным признаком, чем, например, немецкое или французское происхождение. Вообще «ренуаровский типаж» — не пустое словосочетание: по свидетельству сына, живописец подсознательно искал в моделях те черты, которые позже увидел у Алины Шариго, ставшей его женой. 

Будучи довольно стеснительным человеком, художник полностью раскрывался лишь в дамском обществе. Впрочем, ловеласом он не был. Жан Ренуар вспоминал: «Мужские голоса его утомляли. Женские успокаивали. Он требовал, чтобы служанки вокруг него пели, смеялись, шумели, пока он работает». Его привлекало свойство прекрасного пола жить настоящим моментом. Неизвестно как, но Ренуар умудрялся превратить любую девушку в нежный цветок, не переделывая ее неклассической красоты. Какими поэтичными и одухотворенными получились, например, знаменитые портреты актрисы Жанны Самари, где божественное проступает сквозь обыденное.

Несмотря на желание держаться подальше от любых институций, Ренуар в зрелом возрасте добился признания на высшем уровне. В 1900 году он был награжден орденом Почетного легиона. В тот же период начались болезни и несчастья. Еще в 1897-м Пьер Огюст упал, катаясь на велосипеде, и сломал руку. Вскоре случился первый приступ артрита, который в итоге за несколько лет сделал Ренуара практически инвалидом. Больше всего художника, ухитрявшегося все-таки держать кисть скрюченными пальцами, пугало, что однажды он лишится возможности рисовать. 

Ренуар умер в 1919-м и до последних дней оставался верным себе: любил женщин и видел в людях лишь хорошие стороны, стараясь не замечать смешных черт.