Юрий Итин:«Где-то губернатор любит театр, а где-то — баскетбол»

Светлана ГИРШОН, Ярославль

22.06.2012

В апреле 2011-го на должность директора ярославского Драмтеатра имени Волкова был назначен москвич, профессор, кандидат экономических и доктор педагогических наук Юрий Итин. Прошло чуть более года, срок достаточный для того, чтобы новый директор не просто разобрался с положением дел на месте, но и смог оценить особенности работы в регионе.

культура: Когда Вы только пришли в театр, местные газеты писали о Вашем намерении реализовать «теорию малых дел». Что из задуманного уже удалось сделать?

Итин: Эта фраза была сказана во время представления труппе. И подавалась затем с некоторой иронией, но я считаю, что осознанное, ответственное планирование конкретных вещей более профессионально, чем прожектерство. Говорить в мае или апреле, что театр через короткое время будет реконструирован, а зарплата будет, как в Швейцарии или Скандинавии, было бы неверным. Другое дело — что понимать под малыми делами. Если это будничная работа администрации по созданию гармоничного климата в театре, пусть это будет малым делом. Ремонт кассового зала, который долгое время находился в ужасном состоянии, — тоже малое дело. Кстати, во время своей первой встречи в «Славянском базаре» Станиславский и Немирович говорили не только о пяти направлениях, линии интуиции и чувства и т.д., но и о вполне бытовых вещах. По сути, уважение к человеку начинается именно с этого. Конечно, можно было заявить: «Театр находится в таком состоянии, что он должен немедленно встать на реконструкцию». Это хорошо в теории, но в реальности на три года минимум надо выселить театр в клуб — с соответствующими издержками в репертуарной политике. Я двумя руками за реконструкцию, но проект, сделанный двадцать лет назад, безнадежно устарел. Стоимость нового — 80 миллионов рублей, цена самой реконструкции — сотни миллионов. Чтобы это произошло, нужно политическое решение, причем на самом высоком уровне, как это было в случае с Большим и Малым театрами. Но я не собираюсь взывать к состраданию, надо научиться работать в предлагаемых обстоятельствах.

культура: Сегодня одна из самых актуальных проблем — введение в театре контрактной системы. Какова Ваша позиция?

Итин: Важно, что в этом вопросе мы с художественным руководителем театра Евгением Марчелли единомышленники. Сейчас все творческие работники театра, кроме вновь принятых, трудятся на условиях бессрочного трудового договора. Хорошо это или плохо, нельзя ответить однозначно. Хотя бы потому, что есть вопрос ответственности руководства перед теми, кто отдал театру большую часть жизни. Мы ставим перед собой задачу создать нормальный климат, когда человек в театре чувствует свою востребованность и защищенность.

культура: Волковский — единственный в России региональный драматический театр, учредителем которого является Минкультуры РФ. Тем не менее он также сталкивается с проблемами, общими для провинциальных театров. Когда Вы разговариваете с коллегами из других регионов, какие общие болевые точки находите?

Итин: Очень серьезная проблема — взаимоотношения с местной властью. В этом смысле мы — некоторое исключение, меньше зависимости. Ведь где-то губернатор любит театр, а где-то — баскетбол. Есть театры, которые испытывают пристальное и отеческое внимание со стороны местной власти: квартиры для молодых артистов, финансирование новых постановок, творческих проектов, фестивалей, забота о внешнем виде здания, а есть регионы, где всего этого нет. И тогда наступает та разрушающая души нищета, которая во много раз хуже нормальной бедности, наступает профанация дела, и лучше вообще закрыть театр, чем содержать его в таком убогом виде, не имея возможности обновлять труппу и репертуар. Мы обо всем этом говорим с коллегами, и я искренне восхищаюсь подвижничеством многих из них.

культура: 262-й сезон в театре Волкова завершен. Чем он был наиболее интересен?

Итин: Это число вызывает определенный трепет, потому что, когда говорят «подведите итоги», начинаешь понимать, что до тебя они уже подводились 261 раз. Если оценивать этот сезон — выпущено восемь премьер, в том числе спектакль замечательного польского режиссера Генриха Барановского «Буря» Шекспира, «Без названия» по ранней пьесе Чехова в постановке Марчелли. В эти дни выходит премьера молодого режиссера Семена Серзина «Север» по пьесе Владимира Дурненкова, художественный руководитель завершает работу над «Домом Бернарды Альбы» по пьесе Лорки.

Открыт Центр имени Константина Треплева, цель которого — воплощение на сцене новых форм. Театр стремится связать разные поколения, формы большие и малые. Новый проект — это способ лучше познакомиться с современной драматургией, дать актерам возможность освоить, а зрителям узнать новую художественную лексику.

В этом году вышел указ президента — и театр Волкова получил грант. Это очень серьезный знак поддержки и очень серьезный аванс. Сейчас идет ремонт, фасад в лесах, и меня это очень радует. У самих ярославцев обшарпанный вид здания стал притчей во языцех. Особенно на фоне города, который к тысячелетию был заметно отреставрирован и обновлен.

культура: Вы восстановили деятельность Камерной сцены. Как будет строиться ее работа?

Итин: В театре помимо Основной сцены должна быть и Камерная — пространство для эксперимента, иных форм и эстетики, привлекающих разного зрителя. Во время традиционного Волковского фестиваля мы соединили показ анимационных фильмов Александра Петрова, лауреата премии «Оскар», гордости Ярославля, и встречу с Юрием Любимовым — для того, чтобы показать широту возможностей Камерной сцены. Театр должен быть разным, потому что жизнь разная.

культура: А не боитесь, что ваш зритель не примет авангардный театр?

Итин: Почему же не примет? Чем, собственно, ярославский зритель отличается от московского или питерского?

культура: Волковская сцена — это еще и фестивали. Что дают они для развития театра?

Итин: Ежегодно проходит международный Волковский фестиваль, когда мы имеем возможность приглашать на первую профессиональную сцену России лучшие спектакли страны и зарубежья, объединенные общей идеей, например, «Русская драматургия на языках мира». Это праздник для зрителя, а для нас возможность «сверить часы». Волковский фестиваль — один из немногих проходящих под патронажем правительства Российской Федерации. Во время фестиваля вручается правительственная премия имени Федора Волкова «За выдающиеся достижения в области театрального искусства». Несмотря на участие столичных театров, в целом это фестиваль региональной России. Его афишу украшали Омская драма, театры Красноярска, Екатеринбурга, Перми, Казани…

Волковская сцена — это и место проведения фестиваля театральных школ «Будущее театральной России». Только в этом году у нас выступили восемнадцать театральных школ из двенадцати регионов России. Для нашего города это серьезное событие: если в столице оно могло бы раствориться среди множества мероприятий, то мастер-классы выдающихся режиссеров и педагогов, таких как Никита Михалков, дают будущим мастерам сцены четкое представление о том, как жить артисту и каково место театра в современной России.

культура: Каково Ваше мнение о возможности полной самоокупаемости театров?

Итин: Те, кто говорит о полной самоокупаемости стационарных репертуарных театров, не вполне понимают специфику. Театр — это сложная, смешанная экономика. Мы работаем в конкретном городе. Если, к примеру, в одном из московских театров цена билета доходит до 15 тысяч рублей, то в нашем театре средняя цена билета 300–400 рублей. Чтобы сохранять общедоступность театрального искусства, естественно, нужна поддержка государства. Финансовый вопрос — главная проблема гастрольной деятельности. Для нашего театра было необычайно важно побывать за последний год с гастролями в Риге и Санкт-Петербурге, Баку и Саратове, Омске и Красноярске, что стало возможным при серьезной поддержке федеральных структур.

культура: Как Вам, москвичу, живется в Ярославле?

Итин: Ярославль — очень гармоничный город. Есть такое понятие как «малый патриотизм». Одно дело, когда люди называют страну, город, театр «этот». И совсем другое, когда говорят «наш». Причем не публично, не с трибуны, а в обыденных разговорах между собой. В «нашем театре» и в «этом театре» — есть разница, правда? В Волковском говорят: «В нашем»!