Провинция: таланты есть, инструментов не хватает

Евгения КРИВИЦКАЯ

02.03.2012

В Концертном зале имени Чайковского состоялся гала-концерт лауреатов Первого всероссийского музыкального конкурса.

До сих пор участие в музыкальном конкурсе рассматривалось молодыми артистами как способ заявить о себе, а организаторами — как возможность открыть новые таланты. Первый всероссийский конкурс, стартовавший в 2010 году, полностью пересмотрел существующую концепцию.

Теперь главное — не лауреаты, а сама система оценки, повышение общего уровня образования, выработка единых качественных критериев. Ведь в России действуют около ста конкурсов: на некоторых достаточно сыграть пьесу-пятиминутку — и ты уже обладатель Гран-при, получивший моральное право поставить себя рядом с победителем Конкурса имени Чайковского.

Права решили «поужать» — Правительство РФ и Министерство культуры учредили Всероссийский конкурс, проходящий в четыре цикла: каждый год молодые музыканты будут состязаться в определенных номинациях. Конкурс охватил все восемь федеральных округов, причем отборочное жюри первого этапа самолично приезжало в каждый округ: условия для студентов вышли комфортными — не надо мучиться и искать средства на дорогу в столицу. Как пояснил Андрей Малышев, гендиректор компании «Содружество», ответственной за Всероссийский конкурс, — «ставили задачу провести мониторинг уровня музыкального образования в регионах».

Каковы же результаты? Налицо разрыв между столичными центрами и периферией: в КЗЧ играли и дирижировали только представители трех консерваторий. Из Москвы — виолончелист Александр Рамм, скрипач Павел Милюков, симфонический дирижер Димитрис Ботинис, хормейстеры Тарас Ясенков и Людмила Ерюткина, фортепианное трио Московской консерватории в составе: Александр Шайкин, Кирилл Кравцов, Федор Землеруб. Из Петербурга — скрипач Дмитрий Смирнов, дирижеры Михаил Леонтьев и Станислав Качановский, хормейстер Александр Чаплинский. Из Казани — пианистка Елена Лось. Только вокалисты Геворг Григорян и Наталья Дмитриевская прописаны в Ростовской консерватории — видимо, теплый климат способствует развитию вокальных данных.

Одно из объяснений перекоса в сторону столиц — катастрофическое положение с инструментами в провинции. По словам председателя жюри в номинации «камерный ансамбль» Александра Бондурянского, «рояли, струнные инструменты ниже всякой критики. Надо создавать государственный фонд, который возьмет на себя обновление парка инструментов».

Конкурсные программы направлены также на поддержку современной музыки. Лидируют в этом направлении пока хоровики: по настоянию председателя жюри Бориса Тевлина в каждом туре конкурсанты должны показать несколько произведений авторов наших дней. С особым тщанием подошел к участию во Всероссийском конкурсе Государственный русский хор имени Свешникова, исполнявший выбранные сочинения наизусть.

Алексей Шалашов, директор Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Министерство культуры РФ.

Продвижению этих музыкантов во многом должны способствовать регионы. Мы направляли туда письма с просьбой заметить, поддержать… Но надо понимать, что промоушн должен исходить от самих концертных залов. Ведь на Западе импресарио существуют не в безвоздушном пространстве — они удовлетворяют спрос залов. У нас такой системы нет: в России творческая молодежь существует сама по себе, залам трудно «продавать» неизвестных артистов. Конкурс, скорее, готовит действующих лиц будущего.

Можно придумывать сколько угодно программ, концепций, но если не будет профессиональных менеджеров, которые возьмутся за раскрутку артистов и наладят контакты с региональными филармониями, никакого продвижения не произойдет. Мы создали специальную дирекцию, чью работу финансировала Московская филармония. Дотаций потребовали также расходы на дорогу. Как показала практика, на организацию концерта в регионе нужна смешная по нынешним меркам сумма — около 30 тысяч рублей. Выстроили всю цепочку, и она заработала. Лауреаты Конкурса имени Чайковского, с которыми филармония заключила эксклюзивные контракты, гарантируя объем выступлений и гонорары, получили сотни концертов по всей России. Их уже знают и охотно приглашают. Другое дело, что каждый из них должен иметь агента, а вот дополнительно финансировать гастроли уже не требуется — на местах могут собрать публику и самостоятельно окупить приезд артиста.

Мы часто считаем, что гастрольная деятельность относится к социальной сфере, но это не так. Здесь действуют рыночные законы. Другое дело, рынок нужно регулировать, поддерживать в определенных направлениях – например, в современной музыке, в развитии статуса молодых музыкантов. Пока такой рынок формируется слабо, потому что в регионах — у филармоний, концертных залов — не хватает средств на самое главное: организацию концерта, рекламу... Эти средства просто не заложены в бюджет, который полностью уходит на оплату творческого персонала. В результате мы столкнулись с совершенно уродливой ситуацией, когда за двадцать лет творческий персонал филармонии вырос в 2,5 раза, а количество концертов и слушателей уменьшилось более чем наполовину. Решить проблему административным путем не получится. Надо помогать тем, кто служит посредником между артистом и аудиторией, тогда менеджеры станут движущей силой огромного творческого потенциала страны. Без них потребность общества в музыкальной культуре остается не удовлетворенной.