До сих пор участие в музыкальном конкурсе рассматривалось молодыми артистами как способ заявить о себе, а организаторами — как возможность открыть новые таланты. Первый всероссийский конкурс, стартовавший в 2010 году, полностью пересмотрел существующую концепцию.
Теперь главное — не лауреаты, а сама система оценки, повышение общего уровня образования, выработка единых качественных критериев. Ведь в России действуют около ста конкурсов: на некоторых достаточно сыграть пьесу-пятиминутку — и ты уже обладатель Гран-при, получивший моральное право поставить себя рядом с победителем Конкурса имени Чайковского.
Права решили «поужать» — Правительство РФ и Министерство культуры учредили Всероссийский конкурс, проходящий в четыре цикла: каждый год молодые музыканты будут состязаться в определенных номинациях. Конкурс охватил все восемь федеральных округов, причем отборочное жюри первого этапа самолично приезжало в каждый округ: условия для студентов вышли комфортными — не надо мучиться и искать средства на дорогу в столицу. Как пояснил Андрей Малышев, гендиректор компании «Содружество», ответственной за Всероссийский конкурс, — «ставили задачу провести мониторинг уровня музыкального образования в регионах».
Каковы же результаты? Налицо разрыв между столичными центрами и периферией: в КЗЧ играли и дирижировали только представители трех консерваторий. Из Москвы — виолончелист Александр Рамм, скрипач Павел Милюков, симфонический дирижер Димитрис Ботинис, хормейстеры Тарас Ясенков и Людмила Ерюткина, фортепианное трио Московской консерватории в составе: Александр Шайкин, Кирилл Кравцов, Федор Землеруб. Из Петербурга — скрипач Дмитрий Смирнов, дирижеры Михаил Леонтьев и Станислав Качановский, хормейстер Александр Чаплинский. Из Казани — пианистка Елена Лось. Только вокалисты Геворг Григорян и Наталья Дмитриевская прописаны в Ростовской консерватории — видимо, теплый климат способствует развитию вокальных данных.
Одно из объяснений перекоса в сторону столиц — катастрофическое положение с инструментами в провинции. По словам председателя жюри в номинации «камерный ансамбль» Александра Бондурянского, «рояли, струнные инструменты ниже всякой критики. Надо создавать государственный фонд, который возьмет на себя обновление парка инструментов».
Конкурсные программы направлены также на поддержку современной музыки. Лидируют в этом направлении пока хоровики: по настоянию председателя жюри Бориса Тевлина в каждом туре конкурсанты должны показать несколько произведений авторов наших дней. С особым тщанием подошел к участию во Всероссийском конкурсе Государственный русский хор имени Свешникова, исполнявший выбранные сочинения наизусть.