Оперный оупен-эйр

Евгения КРИВИЦКАЯ, Торжок

27.07.2012

В Торжке отметили Год российской истории концертным исполнением оперы Прокофьева «Война и мир».

Новоторы, жители древнего российского города Торжка, по праву гордятся тем, что построились раньше Москвы — в 1139 году. В 1238-м остановили Батыя, направлявшегося грабить Новгород. Придумали пожарские котлеты, которые увековечил обедавший в местном трактире Пушкин. А на вывеске городской булочной поэт увидел любопытное имя — Евгений Онегин — и решил, что так будут звать героя его нового романа в стихах. В романе Льва Толстого «Война и мир» можно найти упоминания о городе новоторов: «В Торжке на станции не было лошадей, или не хотел их дать смотритель… Торжковская торговка визгливым голосом предлагала свой товар и в особенности козловые туфли...»

Спустя двести лет в Торжке вновь пересеклись пути героев толстовской эпопеи — теперь уже как оперных персонажей. На импровизированной сцене перед местным Домом культуры Кутузов и Наполеон вершили судьбы народов, а зрители сопереживали душевным метаниям Наташи Ростовой...

Оперу в живом исполнении новоторы увидели и услышали впервые. Вообще же, Госкапелла России под руководством Валерия Полянского в Торжке прописалась с 2010 года и успешно приобщает город к вершинам классической музыки. Здесь играли сложнейшую Девятую симфонию Бетховена и Сороковую симфонию Моцарта. Теперь — Прокофьев.

Маэстро Валерий Полянский подготовил специальную версию оперы для Торжка, ужав партитуру до трех часов чистого звучания музыки. Ориентировался на рекомендации композитора — еще при жизни Прокофьев подготовил несколько редакций многочасовой «Войны и мира». Получилась стройная история: в первой части — мирная Москва, во второй — наполеоновское вторжение. Несколько сотен человек, пришедших на площадь, слушали оперу с неослабевающим вниманием.

Великий французский пианист Альфред Корто как-то сказал: «Музыка должна быть заразительной — опасно, величественно… Вы должны безостановочно, не зная отдыха, нести ей горячую душу и все ресурсы вашего воображения и вашей любви». Так — опасно и величественно — звучали наполненные горячей душой страницы «Войны и мира» у Валерия Полянского, хора и оркестра, солистов из всех московских музыкальных театров, приехавших с маэстро из Москвы. Анастасия Привознова — Наташа, Андрей Батуркин — Болконский, Максим Сажин — Курагин, Сергей Топтыгин — Наполеон, Михаил Гужов — Кутузов и остальные певцы сумели наполнить концертный формат исполнения точными и образными театральными характеристиками.

Опера в концертном исполнении — особый тренд Госкапеллы, которая находит собственный стиль подачи для любого материала — от Верди и Оффенбаха до Мусоргского и Прокофьева. «Войну и мир» представили в мундирах и бальных платьях эпохи 1812 года.

Позаботились и о качестве звука в формате open-air. Деликатная подзвучка позволила передать тонкие детали партитуры.

«Не надо много слов о патриотизме, — считает Валерий Полянский — молодежь просто должна слышать эту музыку, внушающую любовь к родине. Преступно, что есть города, где люди никогда не слышали живой симфонический оркестр, не видели оперных постановок. Мы стараемся исправить эту несправедливость».

Перед Торжком гастрольные маршруты привели Госкапеллу в Елец, чтобы исполнить оперу «Легенда о граде Ельце, деве Марии и князе Тамерлане» Александра Чайковского. Есть что-то родственное в истории Торжка и Ельца, преградившего путь Тамерлану в его походе на Москву. Самоотверженность ельчан и небесная защита Богородицы заставили хана повернуть вспять и предотвратили разорение Москвы.

«Легенду» ставят второй год подряд, настолько впечатляющим получился спектакль в режиссуре москвича Георгия Исаакяна. Когда-то в Средневековье так разыгрывались мистерии: в естественных декорациях, с чудесными видениями святых. В Ельце использовали берег речки Быстрая Сосна, в сражении русского войска и орды Тамерлана участвовали реконструкторы из военно-исторических и конно-спортивных клубов. Явление лика Богородицы, остановившей грозного хана, привело в восторг переполненные трибуны. Госкапелла и Валерий Полянский позволили ельчанам вновь пережить волнующий момент истории их маленького, но великого своим подвигом города.