Николай Фешин, русский американец

Наталья ШКУРЕНОК, Санкт-Петербург

16.03.2012

В Корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка Николая Фешина. Первый полный показ работ мастера, знакомого американцам больше, чем современным россиянам, приурочен к 130-летию со дня его рождения.

Выставка организована при поддержке Министерства культуры РФ и при участии Фонда международного искусства и образования США. Николая Фешина называют художником от Бога, его талантом восхищались Репин и Серов, он стал одним из самых востребованных портретистов в Америке, когда переехал туда после революции. На родине его помнят и ценят специалисты, искусствоведы, а широкая публика давно не видела монографических выставок Фешина — последняя, скромная по масштабам, была в Русском музее почти 30 лет назад. В то время как в мире он считается одним из самых дорогих русских художников. Только за последние годы две его картины — «Маленький ковбой» и «Черемисская свадьба» — были проданы на лондонском аукционе: одна — почти за 11 миллионов долларов, вторая — более чем за 3.

Российские искусствоведы называют Фешина крупнейшим представителем казанской школы живописи, а в США его считают своим национальным живописцем. И наконец-то, хотя бы к 130-летнему юбилею в нескольких российских городах — Казани, Петербурге, Москве — пройдет масштабный показ работ Николая Фешина: в этой передвижной экспозиции представлены более 80 произведений живописи и графики из собраний музеев России, Америки, частных коллекций. После российских показов выставку увидят посетители Музея русского искусства в Миннеаполисе и Художественного музея в Сиэтле.

Николай Фешин родился в 1881 году в Казани — на перекрестке Востока и Запада, в городе, где тесно переплетались русские и татарские традиции, ислам и христианство. Его отец был резчиком иконостасов. С детства Николай ездил с отцом по окрестным деревням, выполняя заказы местных церквей. В четыре года мальчик заболел менингитом, но когда к его постели принесли Тихвинскую икону Божьей Матери, пошел на поправку и вскоре выздоровел. Позже, учась рисованию, изучал культуру и традиции соседей по Волге — чувашей, марийцев. Этот интерес и понимание культуры, традиций, обычаев людей разных вероисповеданий и национальностей станет позже той основой мировосприятия и художественного почерка Николая Фешина, которая позволит ему оказаться «своим» среди таосских индейцев Америки.

Интересный факт: знахарь индейского племени, старавшийся не вступать в контакт с белыми людьми, согласился позировать Фешину: звучание русской речи и языка таосов показалось ему очень близкими. А Фешин построил в Таосе настоящую русскую избу, украшенную затейливой резьбой...

Еще в 14-летнем возрасте Николай Фешин обратил на себя внимание ранними ученическими работами. В казанских газетах того времени восторженно отзывались о его картинах, представленных на школьной выставке, — двух пейзажах и картине «Христос», возле которых собирались толпы зрителей. Позже, учась в петербургской Академии художеств, в мастерской Ильи Репина, 20-летний Фешин производил впечатление на учителей и знатоков живописи легкостью и точностью рисунка, блеском широкого мазка, утонченной игрой цвета, мастерством жанрового художника.

За конкурсную выпускную работу «Капустница» Фешин получил пенсион на поездку за границу. Но не привез оттуда ни одной работы. Он объяснял: его слишком переполняли впечатления, от которых он устал. Не получив по этой причине пособия на следующий год, Фешин вернулся в Казань. Именно там раскрываются все его творческие возможности: он создает знаменитые крупномасштабные, мощные по экспрессии и эмоциональному накалу работы «Бойня», «Обливание», серию портретов ученицы и близкого друга Надежды Сапожниковой, «Портрет мадмуазель Жирмонд («Маникюрша»), отца, жены Александры Белькович, дочери Ии.

Чтобы выжить после революции, Николай Фешин по заказам советских учреждений писал портреты большевистских лидеров. Особое место среди них занимает портрет Ленина, где, как уверяли люди, лично знавшие вождя пролетариата, он изображен максимально реалистично. И все-таки Николай Фешин покидает страну. В Америке он уже был известен — там проходили выставки его работ. Поэтому очень скоро он становится востребованным и модным портретистом, популярным в богемных кругах.

Умер Николай Фешин в 1955 году в пригороде Лос-Анджелеса, а в 1976-м его дочь Ия Николаевна Фешина-Бренхам добилась, чтобы прах отца перезахоронили в Казани.