Небесный пунктир

Наталья ШКУРЕНОК, Санкт-Петербург

29.06.2012

В Невской куртине Петропавловской крепости открылась выставка «Небесная линия», посвященная истории формирования архитектурно-ландшафтного облика города.

Названием выставке послужила знаменитая статья академика Дмитрия Лихачева «Небесная линия города на Неве», написанная им в 80-е годы прошлого века. В ней Дмитрий Сергеевич указывает на эту уникальную черту Петербурга — «преобладание горизонталей над вертикалями», когда линия основной застройки не закрывает горизонта и создает неповторимый облик города, сливающегося с небом.

Первые виды новой российской столицы создавались иностранными рисовальщиками: открывают выставку гравюрные изображения набережных Невы Эллигера Оттомара-младшего — те места, где сейчас расположены в одну линию здания Эрмитажа, в начале XVIII века были застроены дворцами Апраксина, Рагузинского, Чернышева. Но сразу за иностранцами идут и российские мастера — Алексей Зубов, Ефим Виноградов, Григорий Качалов. В XIX веке традицию продолжают Григорий Чернецов, Василий Садовников. Грандиозную панораму Дворцовой площади Чернецов, например, сделал со строительных лесов, стоявших вокруг Александровской колонны. Созданная по рисункам Садовникова знаменитая панорама Невского проспекта — все постройки с обеих сторон от Дворцовой площади до Невской лавры — выставлена в центре зала в виде улицы, которую можно рассматривать, как бы путешествуя по самой известной петербургской перспективе.

Неповторимый облик Петербурга был изначально заложен Петром I и формировался по совершенно четким и жестким требованиям. До 1917 года ни одно здание в столице не могло превышать высоты в 11 саженей (23,47 метра) — это высота карниза Зимнего дворца. Выше разрешалось подниматься только храмам. На выставке представлена история градостроительного конфликта начала XX века, когда архитектор Павел Сюзор по заказу компании «Зингер» собирался воздвигнуть на Невском проспекте небоскреб по типу тех, что компания построила в Нью-Йорке. Но из-за жестких градостроительных требований застройщику пришлось ограничиться только шестью этажами с мансардой.

Фотографии современных петербургских художников, выполненные практически с тех же точек, с каких были сделаны исторические гравюры или старинные фотографии, представляют и нынешнюю картину города. Увы, печальную: огромное число новых зданий, возведенных в историческом центре города за последние десять лет, существенно исказили «небесную линию». Поэтому как отдельные экспонаты на выставке представлены Красная, Черная и Белая книги, в которых собраны утерянные и еще оставшиеся объекты культурного наследия Петербурга.