Фестивальные радости большого края

Анна ЧУЖКОВА, Красноярск

13.07.2012

В прошлом номере «Культуры» мы рассказывали о международном музыкальном фестивале стран Азиатско-Тихоокеанского региона, который после 17-летнего перерыва масштабно возродился в Красноярске. Наш корреспондент расспросил министра культуры Красноярского края Елену ПАЗДНИКОВУ о культурной политике в регионе.

культура: Расскажите, как зарождался фестиваль? Почему такой огромный охват, именно Азиатско-Тихоокеанский регион?

Паздникова: Первый фестиваль был проведен в 1992 году, второй — в 1995-м. До этого времени Красноярск был городом, закрытым для иностранцев. На тот момент стояла задача сделать столицу такого огромного региона привлекательной для проживания. Необходимо было закрепить в крае интеллигенцию, сделать жизнь в географическом центре России, равноудаленном как от западных, так и от восточных культурных средоточий, качественнее, гармоничнее. Когда появилась возможность, родился Азиатско-Тихоокеанский фестиваль, который был призван превратить Красноярск в центр близлежащего геополитического соседства.

культура: Как велась работа над программой нынешнего феста?

Паздникова: Мы понимали, что веяния сегодняшнего времени не позволяют сосредоточиться исключительно на музыке. Другие виды искусств вошли в концепцию смежными проектами. Мы определили четыре основных направления: классическое, традиционное, современное, плюс современные интерпретации классического наследия.

культура: Край показал, что готов принимать гостей?

Паздникова: Край показал не только готовность принимать артистов, но и высокую заинтересованность в культурных обменах. Программа была сформирована насыщенная: по 6-7 мероприятий в день. При этом практически каждый зал был полон. И это несмотря на то, что сейчас лето и многие горожане на выходные разъезжаются по дачам.

культура: Расскажите про многочисленные красноярские фестивали. У вас ведь много их проходит.

Паздникова: У нас действительно очень напряженный фестивальный график. Одна из позиций нашей культурной политики — это децентрализация культурного процесса. Мы стараемся не фокусировать все мероприятия в столице края, поскольку его географическая протяженность не всегда позволяет людям приехать в Красноярск. В каждом муниципальном районе проводим свои брендовые мероприятия. Практически в каждом виде искусства можем назвать свой собственный фестиваль или конкурс. Если говорить о классическом балете, то раз в два года проводится форум «Балет XXI век» при поддержке федерального Министерства культуры. Это очень серьезная программа, которая включает премьерные спектакли и собирает много гостей. Если говорить об оперном искусстве, ежегодный «Парад звезд в оперном» собирает замечательных российских и зарубежных исполнителей. Мы устраиваем большие художественные проекты совместно с Союзом художников и с Региональным отделением Урал, Сибирь и Дальний Восток Российской академии художеств. Молодежный региональный проект «Молодая Сибирь», крупнейшая региональная выставка «Осенний вернисаж», биеннале, форумы, фестивали... Целый комплекс мероприятий, которые сразу даже перечислить невозможно. График сформирован очень плотно: один проект заканчивается, сразу начинается следующий. Расслабляться не приходится.

культура: То есть приоритетное направление в культурной политике края — проектный менеджмент?

Паздникова: Пожалуй, да. Задач несколько: воспитание лидеров культурного процесса, обеспечение доступности и качества культурных услуг, сохранение наследия, поддержка творческих союзов и творческих работников. Ну и интеграция в мировое и российское культурное пространство.

культура: Вы не так давно в министерской должности. В наследство наверняка достались нерешенные проблемы?

Паздникова: Их всегда много. На сегодня главная — восполнение кадрового потенциала. Проблема, характерная для всей России. Основная задача — закрепить в отрасли молодых людей, которые должны связать свою жизнь с культурой. Судя по опросам, большой процент молодежи в Красноярском крае хочет работать в сфере культуры. Но не у всех получается — в силу разных причин.

культура: Фестиваль закончился. Будет ли, к примеру, оперный театр пользоваться такой же популярностью и дальше?

Паздникова: Думаю, мы перешагнули этап — это было в 90-е годы, — когда залы пустовали. Сегодня чувствуется стабилизация в обществе, экономике, политике. Так что наш Театр оперы и балета пользуется устойчивым зрительским интересом. Сформировалась публика, которая ходит на того или иного солиста, хотя особенно привлекают гастролеры. Мы удерживаем не очень высокую цену билетов. Что касается фестивальной Азиатско-Тихоокеанской программы, мы умышленно не завышали стоимость билетов: в основном, от 50 до 250 рублей.

культура: На что хотелось бы обратить внимание федеральных властей?

Паздникова: Мы бы, конечно, могли пожелать более тесного сотрудничества. Причем ждем не столько финансового участия, сколько организационной и статусной поддержки, которая позволяет привлекать к проектам другие субъекты РФ, зарубежные страны. Азиатско-Тихоокеанский фестиваль, который мы сейчас провели, прошел при поддержке Министерства культуры и МИДа.