Тур в лабиринт

Галина МЕЛЬНИКОВА

28.08.2014

В этом году пословица «Готовь сани летом, а телегу зимой» для среднестатистического российского туриста звучит цинично: после череды летних банкротств путешественники всерьез раздумывают, не подождать ли им с оплатой новогодних поездок и стоит ли вообще бронировать свой отдых через туркомпании. Похоже, что истина лежит где-то посередине.

Как правило, туры на Новый год начинают бронировать с сентября, поскольку ближе к празднику цены становятся выше, а спектр предложений — беднее. Однако нынешнее лето, ставшее, как утверждают эксперты, даже худшим для туризма, нежели кризисный 2009-й, повергло всех, кто пользуется услугами туристических компаний, в замешательство. После банкротств таких игроков рынка, как «Нева», «ИнтАэр», «Лабиринт», «Роза ветров Мир», «Идеал тур», «Ветер странствий», «Экспо-тур», россияне задались множеством вопросов. Как не попасть на потенциального банкрота? Что делать, если не сажают в самолет и не заселяют в отель? Стоит ли покупать тур в сентябре или подождать вплоть до декабря — вдруг за это время кто-нибудь еще обанкротится?

Ситуация непростая, в первую очередь, из-за непредсказуемости. Гадать, как поведет себя рынок и сколько еще игроков в ближайшее время выйдут из строя, не берется никто: ни официальные туристические власти, ни профсоюзы, ни сами туроператоры.

«К сожалению, туризм в настоящее время практически не регулируется. Нужна система, которая была бы прозрачной и эффективно функционировала», — заявил 20 августа врио руководителя Ростуризма Олег Сафонов. Надо сказать, прозвучало это несколько неожиданно, учитывая, что все туроператоры в России подлежат обязательному лицензированию и регулируются законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», который определяет в том числе и размер финансового обеспечения туроператоров. Так или иначе, сейчас в ведомстве создана рабочая группа, которая собирает антикризисные предложения; речь идет о возможном наделении Ростуризма контрольно-надзорными функциями, реформировании системы финансовых гарантий туроператоров и правил работы авиакомпаний по организации чартерных рейсов. Предложения будут внесены на рассмотрение Госдумы до 15 сентября. По словам Сергея Корнеева, вице-президента Российского союза туриндустрии, основная цель реформы — отделение нездоровых элементов рынка. «Туристические компании разные, у каждого банкротства своя история. Есть туроператоры, ориентированные на прибыль, развитие и перспективу, а есть те, кому важен оборот, — последних я бы даже не называл туристическими, ибо они работают по принципу финансовой пирамиды, — говорит Корнеев. — Это приводит к недобросовестной конкуренции — не в качестве, а лишь в цене. Такие «казино» в туризме должны быть закрыты». По словам Корнеева, являющегося, кстати, членом вышеназванной рабочей группы, говорить о законодательных подробностях пока преждевременно. «Но скорее всего, будет более четко прописана ответственность турагентств, поскольку сейчас они совсем выпали из цепочки».

На конец августа ассоциация «Турпомощь» выплатила пострадавшим россиянам в общей сложности 218 млн. рублей. Однако помочь всем она не в состоянии. На вопрос, как обычный турист может минимизировать риски, планируя новогодний отдых, Корнеев посоветовал изучать информацию на сайтах Ростуризма и «Турпомощи». Кроме того, по итогам нынешних банкротств здесь же будут опубликованы «черный» и «белый» списки зарубежных принимающих туроператоров и гостиниц — в первый попадут те, кто не шел навстречу обманутым туристам и отказывался предоставлять уже оплаченные ими услуги. Что касается того, стоит ли покупать туры сейчас или подождать, чиновник советует раннюю покупку: «Это и есть рыночный механизм экономии. Ведь турфирма и ее зарубежные партнеры стремятся заранее оценить свой объем турпотока, чтобы заранее забронировать необходимое количество пассажирских кресел и гостиничных номеров, и за такую возможность готовы предоставлять скидки».

Дмитрий Даниленко, главный редактор портала Tourdom.ru рекомендует немного подождать. «Что бы ни говорили о раннем бронировании, основной пик новогодних продаж всегда приходится на октябрь. Первая половина сентября — время, когда туроператоры должны сориентироваться в спросе, а туристы определиться с выбором. А вот как обезопаситься от рисков, вопрос куда сложнее. Говорить банальности типа «выбирайте надежных туроператоров» глупо: многие компании-банкроты имели долгую историю и достойную репутацию». По мнению Даниленко, крах турфирм обычно случается на пике сезона, сейчас же наступает традиционное затишье. Однако в этом году оно, напротив, может усугубить кризис, и вполне вероятно, что ответ на вопрос «кто следующий?» станет известен ближе к новогодним датам. «Может произойти эффект домино, поскольку получить кредиты и отсрочки платежей от зарубежных партнеров все сложнее, а значит, туроператорам остается рассчитывать на свои силы, маневрировать, смотреть, где они теряют, и рубить «хвосты», которые приводят к убыткам», — объясняет Даниленко. С меньшей вероятностью туристам стоит рассчитывать и на «горящие» предложения. Если раньше туроператоры могли позволить себе некоторые финансовые потери, думая восполнить их позже за счет оборота, то сейчас рисковать будут немногие.

Следующий вопрос путешественники задают уже сами себе: стоит ли в принципе обращаться к туроператору, не лучше ли забронировать билеты и отель лично? Однако и тут есть подводные камни. Во-первых, на ряд курортов напрямую из России можно долететь лишь чартерными рейсами, заказчиками которых являются все те же туроператоры. Во-вторых, при использовании сайта-консолидатора существует вероятность получить билет на рейс, зафрахтованный туроператором, и тогда риски не улететь в случае банкротства будут такими же, как при заказе перелета в офисе туркомпании. «Нева», например, выставляла выкупленные места на рейсы в Болгарию на сайтах интернет-бронирования…

Увы, но юристы тоже разводят руками. «Гарантированных действий, которые обезопасят туриста стопроцентно, нет — уверен директор юридического агентства «Персона грата» Георгий Мохов. — Можно, конечно, навести справки о туроператоре в реестре на сайте Ростуризма, посмотреть, какая с ним работает страховая компания, и какова сумма гарантий — но на вылет вашего конкретного рейса в ближайшую субботу данная информация никак не повлияет. В сегодняшней ситуации совет выбирать крупного, старейшего туроператора не имеет смысла».

Не стоит забывать и о том, что при масштабных банкротствах вернуть абсолютно все издержки невозможно. По словам Мохова, пострадавшие клиенты «Лабиринта» могут получить страховое возмещение в объеме 120 млн. рублей. Хотя требований было предъявлено в десять раз больше. Тысячи людей не получили и не получат компенсации. Юрист напоминает, что реальные денежные обязательства туроператоров сильно отличаются от размера суммы, на которую они страхуются. «На Западе рынок выглядит совершенно иначе: там существует многоуровневая система страхования рисков, которая позволяет минимизировать убытки клиентов. Но при этом, когда банкротился крупный авиаперевозчик, западные туристы тоже сидели в аэропорту, не зная, куда деваться, и вывозили их военными самолетами. Единственное, что можно посоветовать путешественникам, — это надлежащим образом оформлять все бумаги при покупке тура и, если произошла неожиданность, фиксировать дополнительные расходы и платежи, чтобы потом составить грамотное заявление в суд».

Имея дело с турагентством, полезно оформить дополнительную страховку «от невыезда», в которой риск банкротства туроператора указан как страховой случай. Компании все чаще идут навстречу клиентам и, понимая их опасения, раскрывают детали взаимоотношений с партнерами. «Туристы нередко просят нас предоставить им документы непосредственно из отелей, подтверждающие факт оплаты номеров, — признается Дмитрий Арутюнов, гендиректор туроператора ART-TOUR. — Мы относимся к этому с пониманием, поскольку не «крутим» деньги клиентов, не залезаем «в оборотку». По словам Арутюнова, вероятность при неблагоприятном раскладе получить компенсацию увеличивается, если туристическая компания зарегистрирована как одна организация. Многие же разбросаны на несколько юрлиц, и в этом случае финансовые гарантии делятся пропорционально их количеству. Как и предыдущие спикеры, Арутюнов не советует выбирать туры по принципу «у кого дешевле».

Ему вторит и пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина: «Планируя поездку, россияне часто руководствуются неким народным рейтингом, в первых строчках которого стоят самые дешевые варианты, а в конце — самые дорогие. Я не хочу пропагандировать самое дорогое, но выбирайте хотя бы из середины. Повальное стремление к «горящим» турам и скидкам только подстегивает туроператоров к банкротству — им нужно все больше оборотных средств, чтобы устоять на ногах. В этом случае вашими деньгами заплатят не за ваш тур, а за тур вашего предшественника».

Конечно, вряд ли стоит перекладывать вину за банкротства на туристов, однако в нынешней ситуации стало предельно ясно следующее: россиянам пора перестать витать в облаках. Иными словами — не стоит ехать за границу на последние деньги. Согласитесь, что истории о голодающих в аэропорту, не способных купить себе воду и бутерброд, происходят оттого, что люди упорно не отдают себе отчета: зарубежный визит всегда несет потенциальный риск. Могут, скажем, возникнуть непростые погодные условия, случиться непредвиденная задержка рейса, авария, несчастный случай или кража, в конце концов. Туристы, искренне полагающие, что «все оплачено», остаются заложниками собственной недальновидности.

Эксперты сходятся во мнении: туристический рынок в России сильно перегрет. В некоторых городах официально зарегистрированных турагентств больше, чем парикмахерских! Выходит, сейчас мы наблюдаем классическое схлопывание пузыря. И, пока игроки рынка думают, какое «лечение» окажется наиболее эффективным, нам также стоит почувствовать себя чуть более ответственными. Не за всю отрасль, конечно, но хотя бы за себя и своих близких.