Лосось и «утки»: что будет с ценами

Владимир КОРНЮШИН, Санкт-Петербург

28.08.2014

Запрет на ввоз пищевой продукции из Евросоюза обернулся тем, что недобросовестные предприниматели взвинтили цены, а желтые интернет-издания поспешили об этом раструбить, порой не брезгуя и откровенной ложью. В городе на Неве паники удалось избежать с помощью слаженной работы территориальных управлений ФАС, Роспотребнадзора и неравнодушных граждан.

В перспективе рост цен на отдельные продукты неизбежен, поскольку, например, на российских мясных производствах доля импортного сырья достигает 70%. Однако большинство яств на нашем столе легко заменяются поставками из стран Латинской Америки, Азии или Тихоокеанского региона. Да и те же мясокомбинаты вполне могут переключиться на сотрудничество с фермерами из Бразилии или Аргентины, сохранив тем самым и объемы производства, и отпускную стоимость конечного продукта.

Другое дело, что мы уже привыкли к резким ценовым скачкам во время кризисов и, наученные горьким опытом, заранее верим в худшее, чем пользуются недобросовестные предприниматели. По словам председателя Санкт-Петербургского комитета по экономической политике и стратегическому планированию Анатолия Котова, в северной столице только на ожиданиях эмбарго, то есть еще до введения антизападных санкций, цены на продукты в среднем подросли на 10%. При этом на свинину и курицу они увеличились примерно на четверть, а на картофель подскочили аж на 73%. 

Кроме того, беспокойство россиян подогревается некоторыми, большей частью желто-либеральными, СМИ, создающими ажиотаж, вне зависимости от истинного положения дел. Подобным образом в информационное пространство была заброшена «утка» о компании «Русское море», якобы удвоившей отпускные цены на лосося сразу же после того, как под запрет попали поставки рыбы из Норвегии. Вполне возможно, компания была выбрана не случайно: ведь среди ее собственников — друг президента РФ, известный российский бизнесмен Геннадий Тимченко.

Директор по связям с общественностью ГК «Русское море» Илья Березнюк пояснил «Культуре», что, вопреки слухам, цены на продукцию не пересматривались, поскольку на текущий момент компания реализует лосося, завезенного еще до вступления санкций в силу. 

— И по мурманскому, и по охлажденному лососю ценовая динамика не изменилась.  Ни о каком увеличении цен на 80—100% речи не шло и не идет — уточнил Илья Березнюк. — Да, на текущий момент мы вынуждены переориентировать весь наш ассортимент и находимся в активном поиске новых поставщиков. В частности, руководство ведет переговоры с поставщиками лосося из Чили. Также мы рассматриваем возможность поставок рыбы с Фарерских островов. Но это еще не точно. Конечно, повышение цен потом будет, ведь логистически Чили — менее удобная для нас страна, чем соседняя Норвегия. Но вряд ли более чем на 10–15%. И, конечно, ожидается некоторое смещение в сторону мороженого лосося, так как его легче везти из Латинской Америки. Значительно больше нас, кстати, волнует проблема аквакультуры: под санкции попал не только взрослый лосось, но и его малек. А именно из норвежских мальков мы выращиваем лосося в России.

Интересно, что, как признался г-н Березнюк, топ-менеджеры компании были вызваны на профилактическую беседу в Федеральную антимонопольную службу, где обсуждалось текущее состояние бизнеса, возможные пути решения возникших проблем, а также вероятный ценовой коридор на ближайшую перспективу и далее.

Государство сегодня действительно прилагает усилия для нормализации ситуации на продовольственных рынках. В частности, уже через пару дней после нашего разговора с представителями компании «Русское море» правительство исключило из списка запрещенных к ввозу продуктов мальков лосося и форели, что позволит отечественным рыбхозам сохранить производственные мощности в прежнем объеме.

Функцию мостика, соединяющего кабинет министров и бизнес, как раз и выполняет сегодня Федеральная антимонопольная служба. Именно перед ФАС ставится задача по сдерживанию цен на продукты питания. В первой декаде августа в обязанности ведомства были включены: еженедельный мониторинг рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; проведение контрольных мероприятий по соблюдению законодательства о конкуренции и торговле; обеспечение взаимодействия с производителями и импортерами для получения информации о повышении закупочных и оптово-отпускных цен.

Правда, как сообщил «Культуре» начальник отдела экономической концентрации,  финансовых рынков и торговли петербургского УФАС России Александр Добкин, кое-какие неудобные нюансы еще остаются. 

— В пределах России мы можем пройти по цепочке движения товара, проконтролировать, насколько посредники повысили свои цены, выяснить, чем было вызвано это повышение, — размышляет он. — И в тех случаях, когда цены повышались необоснованно, повлиять на торговое предприятие. Но когда, скажем, турецкие поставщики, пользуясь сегодняшним положением, взвинчивают цены, тут мы, увы, ничего поделать не можем. Около половины российского импорта продовольственных товаров составляют продукты питания, которые мы не в состоянии заместить собственным производством по объективным причинам. Кофе и какао, чай, орехи, некоторые фрукты (цитрусовые, бананы, виноград и т. п.). А вот остальной продовольственный импорт в перспективе можем заменить товарами отечественного производства.

Впрочем, ФАС — не единственная государственная структура, способная бороться с жадностью дельцов. Выполняя поручение Владимира Путина пресекать необоснованное повышение цен, многие регионы развернули специальные штабы по мониторингу торговых точек с помощью жителей. В Петербурге такой штаб создан Комитетом по развитию предпринимательства и потребительского рынка на базе «горячей линии» по вопросам защиты прав потребителей. Как сообщили здесь газете «Культура», петербуржцы активно включились в борьбу с недобросовестными предпринимателями: ежедневно не менее сотни горожан информируют штаб о ценовой политике тех или иных магазинов.

 Итогом подобной активности становится реальная коррекция ценников. По обращениям петербуржцев штаб совместно с сотрудниками Роспотребнадзора и другими контролирующими организациями проводит выездные проверки. Например, в результате одного из таких рейдов стоимость творога в магазине сети «Пятерочка» была снижена на 17%. Вывод напрашивается сам собой: в ряде случаев цены, равно как и панику, можно сдержать, просто объединив усилия государства и граждан.