Рейтинг: культурное пространство России

Валерия АНТОНОВА

10.11.2021

Рейтинг: культурное пространство России

Материал опубликован в №7 печатной версии газеты «Культура» от 29 июля 2021 года в рамках темы номера «Как меняется культурная карта России».

Россия — страна с уникальной культурой, и уникальность эта во многом связана с региональным многообразием. Где-то сильны театральные традиции, где-то проходят самые яркие фестивали, в одних уголках нашей страны хорошо развиты государственные музеи, в других культура неразрывно связана с сохранением народных традиций. При том часто приходится слышать мнение, что якобы вся культурная жизнь сосредоточена в Москве и Питере. В нашем новом рейтинге мы предприняли попытку сравнить культурный уровень регионов России, понимая, конечно же, что выводы эти можно назвать достаточно условными, а также показать, что культура в регионах сегодня (пусть и не везде равномерно) не сохнет и чахнет, а бурно развивается.

МЕТОДИКА: КАК МЫ СЧИТАЛИ

Как и в других рейтингах газеты «Культура», прежде всего мы выделили категории, по которым можно оценить уровень развития культуры в различных регионах России. Мы старались быть максимально объективными и опирались только на официальные открытые данные, доступные в интернете. Изучили такие категории, как уровень развития театральной сферы в регионе, уровень развития музейного дела, событийный потенциал региона, уровень образованности местного населения, а также степень его вовлеченности в культурную индустрию. В некоторых категориях проанализировали сразу несколько критериев: например, в категории «Театры» — количество театров региона, число проводимых в них мероприятий, численность зрителей и т.д.

По каждой из категорий мы составили топ-10 регионов и присвоили им баллы за каждый критерий. За первое место давали по 10 баллов, за второе место — по 9 баллов и так далее до 1 балла за 10-е место. Регионы с одинаковыми показателями в той или иной категории получали в ней равное количество баллов. После этого просуммировали полученные баллы и составили итоговый рейтинг культурного развития.

Рассмотрим методику подробнее на примере категории уровня развития театров (табл. 1). В этой категории мы рассмотрели показатели, доступные на портале открытых данных Министерства культуры России: число театров в каждом регионе; число мероприятий, проведенных силами театров на своих площадках; численность зрителей всех этих мероприятий, количество гастролей за пределами своего региона в России и число зарубежных гастролей.

Так, наибольшее число театров работает на территории Москвы — их 94. За эту подкатегорию присуждаем российской столице 10 баллов. На втором месте Санкт-Петербург — 36 театров и 9 баллов, на третьем — Московская область, получившая 8 баллов за 27 театров.

Аналогичным образом распределилось и количество мероприятий, проведенных силами театров на своих площадках (сюда относятся спектакли, концерты, творческие вечера и т.п.). 10 баллов за наибольшее число мероприятий получили московские театры, 9 баллов — петербургские, а 8 — подмосковные. Интересно, что по численности зрителей тройка лидеров несколько иная. Первое место и 10 баллов в этой подкатегории получила опять же Москва, где театры в 2020 году посетили более 3 млн зрителей. Второе место и 9 баллов достались Санкт-Петербургу (1,76 млн зрителей). А вот третье место с 8 баллами мы присудили Свердловской области, где на театральные мероприятия за 2020 год пришли полмиллиона зрителей.

Гастролируют за пределами своего региона (но при этом на территории России) чаще всего московские театры: 150 гастролей и 10 баллов. Вторую позицию с 9 баллами Санкт-Петербург занял и здесь: его театры выезжали с гастролями за пределы своего региона 41 раз за 2020 год. На третьем месте (8 баллов) оказался Пермский край, театры которого выезжали на гастроли за пределы региона 21 раз.

Что касается зарубежных гастролей, то здесь наиболее активны театры Санкт-Петербурга: их коллективы гастролировали за границей 17 раз за 2020 год (10 баллов в копилку Северной столицы). Московские театры заняли второе место и получили 9 баллов за 13 зарубежных гастролей. Театры из других регионов существенно отстают от московских и питерских: третье место и 8 баллов досталось Свердловской области, театры которой выезжали на зарубежные гастроли пять раз за 2020 год.

Просуммировав промежуточные баллы, получаем следующую картину: безоговорочным лидером стала Москва, театры которой набрали 49 баллов. Санкт-Петербург с 46 баллами прочно обосновался на втором месте. Третье место делят Свердловская область и Республика Татарстан, набравшие по 34 балла.

tablica_1.jpg

МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО

Помимо театров, мы изучили открытые данные российского Минкульта и по музеям. Здесь мы проанализировали такие показатели, как число музеев, количество посетителей и количество выставок. В этой категории в открытом доступе наиболее свежие данные датируются 2019 годом — их мы и использовали (табл. 2).

Первое место по сумме баллов здесь получила опять же Москва: даже несмотря на то, что в каждой из подкатегорий она заняла второе место, по числу музеев уступив Московской области, по количеству посетителей — Санкт-Петербургу, а по числу выставок — Свердловской области. На втором месте обосновался Татарстан с 24 баллами, а на третьем — Московская область с 18 баллами. Следует отметить, что Санкт-Петербург занял лишь пятое место: по сравнению с регионами из тройки лидеров здесь не так много музеев, выставки в них проводятся существенно реже, чем в Москве, однако по количеству посетителей музеи российской культурной столицы обгоняют конкурентов из других регионов (а если пересчитать среднее число посетителей на каждый музей Санкт-Петербурга — и подавно). Можно предположить, что это в первую очередь заслуга Эрмитажа.

tablica_2.jpg

СОБЫТИЙНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНОВ

На уровень культурной жизни регионов влияют крупные деловые мероприятия, которые там проводятся: различные международные форумы, выставки. При анализе этой сферы мы опирались на рейтинг, который ежегодно составляет Выставочный научно-исследовательский центр R&C. Следует учитывать, что в рейтинге R&C Москва и Московская область не учитываются «в связи с опережающим остальные регионы уровнем развития событийной отрасли», однако нам важно отразить реальную картину максимально объективно, поэтому в наш рейтинг мы добавили столичный регион, присудив Москве и Подмосковью по 10 баллов, наравне с лидерами рейтинга R&C Санкт-Петербургом и Ленинградской областью (табл. 3). Это особенно актуально с учетом того, что, как отмечают в самом Выставочном национально-исследовательском центре, в пандемийном 2020 году опережающий отрыв Москвы и Подмосковья от лидеров рейтинга оказался минимальным за все годы проведения исследования: Санкт-Петербург максимально сократил отставание от Москвы.

Итак, как уже было сказано выше, лидерство здесь принадлежит Санкт-Петербургу и Ленинградской области: Северная столица России уже давно сделала себе имя в том, что касается крупных международных мероприятий (в принципе, здесь было бы достаточно и одного только ПМЭФ) — они получают по 10 баллов. Второе место в рейтинге R&C заняла Свердловская область, отдаем ей 9 баллов: авторы рейтинга отмечают, что именно в Екатеринбурге наилучшим образом развита инфраструктура, необходимая для проведения крупных мероприятий. Наконец, 8 баллов присуждаем Республике Татарстан, занявшей третье место рейтинга R&C.

tablica_3.jpg

САМЫЕ ВЫСОКООБРАЗОВАННЫЕ РЕГИОНЫ

Высокий уровень культуры невозможен без соответствующего уровня образования. Поэтому мы сочли необходимым изучить, в каких российских регионах выше всего доля жителей с высшим образованием, а также в каких регионах расположены наиболее «сильные» вузы (табл. 4).

Чтобы понять, в каких регионах самая высокая доля жителей с высшим образованием, мы опирались на данные Всероссийской переписи населения 2010 года, поскольку более свежих достоверных данных в открытом доступе не обнаружилось. Безусловно, сам по себе этот показатель не слишком репрезентативен: обучение в вузе не означает автоматического получения хорошего высшего образования, ведь в России, к сожалению, достаточно много учебных заведений, качество образовательных услуг в которых оставляет желать лучшего. Поэтому мы добавили дополнительный критерий — долю студентов-первокурсников, обучающихся в «сильных» вузах (здесь мы использовали данные исследования Института образования НИУ ВШЭ). К «сильным» вузам в данном случае ученые отнесли те, где средний балл ЕГЭ у поступающих выше 70 баллов.

По сумме баллов, полученных за эти два показателя, в лидеры вырвался Санкт-Петербург (19 баллов). Несмотря на то, что доля людей с высшим образованием здесь несколько ниже, чем в Москве, процент учащихся «сильных» вузов существенно выше. Москва же оказалась на втором месте: здесь на 1000 человек, указавших в переписи уровень образования, приходится 410 жителей с высшим образованием, однако доле учащихся «сильных» вузов столичного региона еще есть куда расти (38,1%) — вероятно, это обусловлено большим числом московских коммерческих вузов. Аналогичная картина и в Московской области, занявшей третье место с 15 баллами. Как бы то ни было, и такой показатель по «сильным» вузам в сравнении с другими российскими регионами представляется весьма внушительным: так, в 29 российских регионах, согласно исследованию НИУ ВШЭ, вообще нет вузов, где средний балл ЕГЭ у поступающих превышает 70 баллов.

tablica_4.jpg

РАЗВИТЫ ДУХОВНО

Безусловно, культура региона — это, в первую очередь, уровень духовного развития его жителей, ведь именно он определяет, чем регион живет. Здесь, однако, возникают определенные методологические трудности: как определить уровень духовного развития, что к нему относится — количество прочитанных книг? Регулярность походов в храм? Вежливое общение в социальных сетях? Здесь нам на помощь пришел рейтинг Министерства культуры России, которое уже проделало эту работу. К сожалению, критериев попадания в этот рейтинг нет в открытом доступе, однако мы можем увидеть топ-10 регионов, которые, как считают в Минкульте, наиболее духовно развиты, и включить их в нашу статью (табл. 5).

Как можно увидеть из таблицы, тройку лидеров, по мнению экспертов из Министерства культуры, составили Липецкая область, Москва и Санкт-Петербург. Интересно, что в топ-10 абсолютно доминируют регионы Северо-Западного и Центрального федеральных округов — кроме них в первую десятку рейтинга духовного развития вошли лишь по одному региону из Приволжского федерального округа (Пензенская область) и Уральского федерального округа (Челябинская область).

tablica_5.jpg

ПОДВОДИМ ИТОГИ

Достаточно предсказуемо тройку лидеров образовали Москва, Санкт-Петербург и Московская область. Однако культурное пространство России составляют не только они. За лидерами, особенно если говорить о втором-третьем местах, без всякого огромного разрыва следуют Свердловская область и Республика Татарстан. Эти регионы регулярно оказывались на вершине наших промежуточных рейтингов — и по уровню театральной жизни, и по уровню развития музейного дела, и по уровню образованности населения. С высокой долей вероятности можно предположить, что это связано не столько с самобытностью культур этих регионов, сколько с большой численностью населения и развитием туризма.

В таком случае, правда, возникает закономерный вопрос: а как же Краснодарский край, один из самых населенных и быстро растущих регионов России? В этом регионе не так много театров (всего семь), его музеи посещают сравнительно редко, да и уровень высшего образования в нем оказался недостаточным для того, чтобы войти в топ-10. Судя по всему, в Краснодарский край переезжают не ради культуры, а ради хорошей погоды и благоприятных условий для ведения бизнеса (об этом, например, свидетельствуют высокие показатели региона в рейтинге событийного потенциала), однако можно ожидать, что со временем столь быстро растущий регион также станет одним из культурных центров нашей страны.

tablica_6.jpg

Фотографии: Сергей Киселев, Кирилл Зыков / АГН Москва.